Вы не читали настоящую "Русалочку". В СССР финал переписали! Вы знали об этом?

Вы не читали настоящую "Русалочку". В СССР финал переписали! Вы знали об этом?

Но сперва — хочу высказаться.
Сказка Андерсена — это не детская история. Это психотерапия. Метафора женской боли, попытки быть нужной, стать «достойной» и вписаться туда, где тебя никто не ждал.
Значит, что мы видим?
Русалка живет под водой - мире чувств! Море — это символ бессознательного. Она там — живая, чувствующая, поющая. Но этого никто не видит. ⠀
Про что это?
Это про девочку, которой есть что сказать, но в мире взрослых это не нужно. А что потом происходит? Она значит видит мужчину и хочет в его мир. И что она думает? «Если я стану как он — он меня полюбит. Или типа такой, как ей кажется, которую он полюбит».
Знакомо? О чем это?
Ты изменяешь себя — чтобы быть другой. Чтобы быть «достойной». И это момент, когда женщина предаёт свою природу ради адаптации. Давайте дальше. Она значит продает свое голос! Да, буквально. Она отказывается от своего Я. Своей истины. Мнения. Своего лучшего достоинства.
И ЧТО БЛИН??? А ничего блин! Ничего не получает взамен. О чем это?
А о том, это когда ты не жалуешься, не споришь, не просишь. Просто «молчи и улыбайся». И шагай, больно, молчи и иди дальше. Ты ж хотела! Ты получила. Вот только в этом мире быть собой — больно, а быть «как надо» — невыносимо.
Ниче не напоминает?
Ты улыбаешься, ходишь на каблуках, корчишь из себя удобную — и всё равно он не выбирает тебя.
Финал, господа и дамы!

Он женится на другой! А ты стоишь такая. Без голоса. Без ног. Без лица. А почему? А потому что ты всё сделала «правильно». Только тебя — уже нет.
Давай дальше.
У нее ж родня есть. Логично, сестры отдают все самое дорогое - волосы там, драгоценности. Ну все как у нас в жизни. Только родные близкие всегда рядом. Они ей предлагают: “Ну типа ты его конки и вернись к нам назад.
”И что делает наша русалка?!
Она не может.
Почему?
Потому что ты не убийца. Ты жертва! Ты не мстишь. Ты просто исчезаешь. В пену. ⠀
А вот тот самый финал, о котором не все знают!
Она превращается в пену, но не умирает. Она становится "дочерью воздуха" и должна 300 лет творить добро.
То есть: ты молчала, страдала, исчезла — и ещё 300 лет должна заслуживать право быть душой.
Это трагический, духовный и философский финал — о боли, самопожертвовании, духовном росте и невозможности быть принятой просто за то, кто ты есть.
Что вырезали в советской адаптации?
УБРАЛИ:
Упоминание ножа и выбор — убить или простить.
Самоубийство, тему смерти (бросается в воду — это исчезновение, а не трансформация).
300 лет добрых дел и идею духовного перерождения.
Вообще всю религиозную, философскую глубину
Почему это сделали?
Потому что религиозный мотив бессмертной души = противоречие с советским атеизмом, а образ женщины, выбирающей страдание и молчание ради мужчины, отлично вписывался в соцнорму:
«Женщина должна быть скромной, терпеливой и покладистой».
Именно поэтому мы все росли на фейковой сказке. Помните фразу из советского мультфильма «Русалочка» (1968) от «Союзмультфильма»: «А ты, бычок, знай свой крючок» — звучит, как комично-морализаторское «не рыпайся».⠀
То есть мораль всей сказки: «Каждый должен знать своё место. Особенно — если ты женщина».Потому что советским детям нужно было другое:
Девочка — тихая, красивая, самоотверженная
Мальчик — цель
Семья — награда
Страдание — добродетель
А настоящая сказка — про другое. Про цену, которую платят женщины, пытаясь быть «любимыми». Про то, как отказываются от голоса, чтобы стать «удобными». И про то, как исчезают.
Я честно признаюсь, я когда смотрела советский мультик, когда "русалочка" превращается в пену, я всегда рыдала! Мне всегда было жалко русалку. А еще я представляла, что если бы я была я на ее месте ,я без сомнения кокнула бы принца)))
Сегодня я спросила у детей: А вы помните, какой финал в сказке "русалочка"? Они обе, Настя и Аглая, спросили: это про Ариель? В диснеевском мультике хепи энд! А у Насти так в конце еще и карета появилась и на ней уезжала принцесса одна!))

Больше моих интересных мыслей у меня в тг Включи маркетолога

Оригинальная версия финала:

и русалочка не чувствовала смерти: она видела ясное солнце и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и красные облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы её, так же как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, лёгкие и прозрачные. Русалочка увидала, что и у неё такое же тело, как у них, и что она всё больше и больше отделяется от морской пены.

— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь в воздух, и её голос звучал такою же дивною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.

— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — У русалки нет бессмертной души, и обрести её она может, только если её полюбит человек. Её вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумлённого воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несём людям исцеление и отраду. Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!

И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слёзы.

На корабле за это время всё опять пришло в движение, и русалочка увидала, как принц с женой ищут её. Печально смотрели они на волнующуюся морскую пену, точно знали, что русалочка бросилась в волны. Невидимая, поцеловала русалочка красавицу в лоб, улыбнулась принцу и поднялась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе.

— Через триста лет мы войдём в божье царство!

— Может быть, и раньше! — прошептала одна из дочерей воздуха. — Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся.

Ребёнок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трёхсотлетний срок сокращается на год. Но если мы увидим там злого, непослушного ребёнка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!

Начать дискуссию