8 шагов к CJM
Магическая карта — один из лучших помощников Даши-путешественницы в мультсериале. Она живёт в рюкзаке девочки, помогает ей преодолевать разные трудности и даёт полезные рекомендации 💪🏼
Обладателем карты можете стать и вы. Это «Customer Journey Map» (CJM), что дословно переводится как «карта пути клиента». Она тоже поможет вам решить разного рода проблемы и поделится советами по улучшению работы Банка.
Так как я тоже имела в запасе такую карту, то я помогу составить её и вам.
📍 Но перед этим важно провести подробный анализ, чтобы определить отправную точку предстоящих улучшений.
Чтобы выявить потребности целевого клиентского сегмента используем 2 подхода анализа.
1 С помощью первого мы выявим спрос на продукты:
▫ Мы проводим анализ данных воронки продаж в разрезе продуктов.
Здесь мы смотрим на то, сколько клиентов сказали вам «да» ➡ сколько клиентов сказали вам «нет» и почему они так поступили ➡ сколько клиентов перешли к действию на определённых этапах ваших взаимоотношений.
▫ Мы проводим анализ данных текущей клиентской базы.
На этом этапе мы смотрим насколько продукт оказался привлекательным:
• уровень проникновения продукта в клиентскую базу
• активность клиента по продукту
▫ Мы проводим количественные и качественные исследования рынка.
Здесь мы уже не просто наблюдаем, а переходим к действию:
• проводим анкетирование потенциальных и текущих клиентов
• проводим сбор информации по практикам конкурентов и выделяем лучше
После этих действий у вас в кармане лежат предпочтения целевого клиентского сегмента по параметрам продуктов, а также лучшие способы тиражирования продуктов на целевой сегмент.
2 Второй подход анализа на выявление предпочтений в части каналов выдачи и использования:
▫ Мы проводим аналогичный анализ данных воронки продаж, только теперь в разрезе каналов.
▫ Мы проводим анализ customer journey в каждом канале.
Обращаем внимание на Time To Yes, UX дизайн и другие инструменты.
▫ Анализ уровня отклика клиентов в канале. В том числе, на скорость отклика.
▫ Анализ активности и объема клиентов в канале (Monthly active users и др.)
Провели анализ — выявили предпочтения целевого сегмента по способу коммуникации с Банком, а также предпочтения целевого клиентского сегмента по каналам получения и использования продуктов и сервисов банка
Но где взять информацию для анализа?
Они вам помогут:
▫ Эксперты рынка и готовые исследования рынка
▫ Кейсы конкурентов
▫ Ваша база данных
▫ Ваши работники — менеджеры по работе с клиентами и менеджеры по продажам
▫ «Тайные покупатели»
▫ Комментарии и отзывы аудитории в социальных сетях
▫ Метрики Яндекс и Гугл
▫ Отзывы в интернете
▫ Анкеты, опросы, исследования аудитории
Теперь переходим к полноценной работе с картой.
🐾 Шаг 1. «А зачем нам это всё?»
Да, мы, конечно, знаем, какая крутая штука эта ваша «карта клиентского пути», но если вы сделаете её ради галочки с надеждой на то, что она просто привлечёт клиентов - это не сработает.
Важно поставить конкретные цели, которые поможет реализовать CJM.
🐾 Шаг 2. «Собрали много инфы — обрекли себя на успех»
Чем больше вы соберёте информации, тем проще потом будет делать анализ, проводить сегментацию и в конце концов определить, кто они — ваши клиенты.
Этот пункт мы уже с вами подробно разобрали, так что вы уже точно готовы делать следующие шаги.
🐾 Шаг 3. «Провели анализ — нашли своего клиента»
На основе собранных на предыдущем этапе данных формируем основные сегменты, в основу которых лягут разные представители ваших клиентов.
Важно понимать, что каждый по-разному проходит путь приобретения продукта. Это я к тому, что именно для этого нужно делить общую массу на сегменты — карта для них нужна индивидуальная. Под всех одинаково не подстроишься. Можно, конечно, постараться, но мы же работаем эффективно.
🐾 Шаг 4. «Где вы идёте?»
Как мы уже опередили, клиент проходит длинный путь, прежде чем дойдет до продукта. Поэтому нам нужно отметить точки, каналы и этапы взаимодействия с товаром/услугой.
▫ потребность: решил купить машину-понадобились деньги;
▫ поиск информации: ищет банк, который удовлетворит потребность;
▫ исследование: сравнивает найденные предложения;
▫ покупка: выбирает лучшее предложение;
▫ выводы: оценивает качество работы банка;
▫ повторная покупка: понимает, что банк достойный и возвращается за дополнительными/повторными услугами;
▫ переход к статусу постоянного клиента: постоянно обращается к вашему банку;
▫ рекомендация: рассказывает о вас своим знакомым.
🐾 Шаг 5. «Ну как там, на “Поиске информации”?»
▫ «Хочу получить подробную информацию об услуге»
▫ «Хочу получить быстрый ответ от тех.поддержки банка»
▫ «Хочу почитать реальные отзывы о вас»
Опишите, что клиент ожидал увидеть на каждом этапе.
Это поможет вам лучше понять потенциального потребителя и упростить им маршрут. Ведь если движение пользователя где-то застопорится, то велик шанс потерять своего клиента.
🐾 Шаг 6. «Извините, мы раньше не встречались?»
Если для вас точки взаимодействия — это только интернет и сам банк, то копайте глубже. Вы можете даже не догадываться, как много каналов, с которыми может контактировать ваш потенциальный клиент, где начинается его клиентский путь в вашем банке.
Здесь важно учесть всё, чтобы не потерять клиента на самом старте:
📲 Онлайн:
▫ Сайт
▫ Блог
▫ Соцсети
▫ Интернет-реклама
▫ PR
▫ Чат-боты
▫ Отзывы
▫ Мобильное приложение
▫ Форумы
🏦 Оффлайн:
▫ Реклама
▫ PR
▫ Банк
▫ Сотрудники
▫ Продукция
▫ Технологии
▫ Телефон: приветствие, автоответчик.
▫ Бывшие/действующие клиенты
🐾 Шаг 7. «Почему вы остановились?»
Этот очень тесно связан с пятым шагом. Барьеры это то, что не даёт клиенту дойти до финала и вызывает у него отрицательные эмоции.
▫ «У вас мало информации об услуге»
▫ «Сервисная поддержка банка очень медленно отвечает»
▫ «Нет отзывов, а хотелось узнать реальное мнение о продукте или услуге».
Выявите свои, услышав вашего клиента.
🐾 Шаг 8. «Ну что, как ощущения?»
На этом этапе мы добавляем эмоции. Именно те эмоции, которые испытывал клиент на каждом этапе своего пути.
Здесь лучше обращаться на прямую к клиентам: через обратную связь, отзывы и так далее.
💥Поздравляю, осталось собрать всю информацию воедино и ваш CJM готов
Но не всегда всё проходит так гладко, как хотелось бы. Поэтому предлагаю заглянуть в будущее и исправить те ошибки, которые могут возникнуть при составлении CJM.
❌ Ошибка 1. Составлять CJM на основе только вашей экспертности.
Основываться только на своей экспертности и личном опыте — не тот случай. Мы смотрим на этот путь с разных точек зрения.
В противном случае вы улучшите те процессы, которые нужны будут вам, а не вашим клиентам. А за этим следует потеря «своих клиентов» и невыполнение поставленной задачи.
❌ Ошибка 2. Отсутствие бенчмаркинга.
При этом важно основываться не только на полученном фидбэке, но и проводить сопоставительный анализ. Ведь клиенты — это обычные люди, которые могут ошибаться и чего-то не знать. Поэтому лучшим вариантом будет проводить сравнение с конкурентами, чтобы потом найти для себя разные варианты улучшений работы.
❌ Ошибка 3. Рассматривать только стандартные ситуации.
Есть довольно много причин, по которым клиент не дошёл до конца и оборвал свой клиентский путь. Мир не схлопывается только на «клиент зашел в Банк – ему не понравилось обслуживание – клиент ушёл».
Уделяйте внимание мелочам. Подумайте, что может пойти не по стандартному сценарию.
🏁 Ну и на финалочку несколько инструментов, которые помогут построить вашу карту:
▫ Google Таблицы
▫ Miro
▫ Сanvanizer
▫ Uxpressia
________________________________________________________________________
Буду рада услышать ваше мнение в комментариях ⤵
А также напоминаю, что если вы хотите получать ещё больше полезной инфы и тем самым улучшить работу своего банка, то всегда жду вас в telegram-канале «Banks inside». Кстати, вы можете обращаться ко мне за помощью в лс, всегда рада помочь