Как мы разработали онлайн-аукцион B2B Auto — сервис для продажи поддержанных автомобилей для юридических лиц
Компания КИТ Консалтинг разработала уникальную в России платформу для проведения автомобильных торгов между юридическими лицами. Решение позволяет быстро и безопасно продавать и покупать на аукционе как целые автопарки, так и единичные транспортные средства. С помощью платформы можно гибко настроить условия проведения аукциона.
Предыстория
С запросом на разработку онлайн аукциона к нам обратилась компания B2B Auto, которая занимается проведением аукционов по продаже транспортных средств для юридических лиц и оказывает посреднические услуги по проверке, оценке и транспортировке автомобилей. Изначально, «Битуби Авто» использовали собственную разработку аукционной платформы, которая имела ряд ограничений, связанных с масштабированием и возможностью интеграции с программным контуром компании, в том числе CRM.
Подход к разработке
Мы придерживаемся гибкой методологии разработки программного обеспечения, позволяющей быстро и гибко реагировать на изменения требований заказчика. Мы считаем, что Agile это не просто метод организации работы, это философия, которая способствует созданию качественного продукта, снижению времени на разработку и повышению уровня удовлетворенности пользователей.
Поэтому на старте проекта мы провели множество СustDev-исследований не только с Заказчиком, но и его клиентами для того, чтобы создать по-настоящему удобную платформу, работать с которой будет легко и просто. Интуитивно понятный интерфейс платформы позволяет снизить нагрузку на техническую поддержку – финансовый ресурс Заказчика, а клиенту не тратить время на документацию и обучающие материалы, что в итоге:
- облегчает проведение торгов и участие в аукционах;
- исключает негативные впечатления от процесса взаимодействия с платформой;
- повышает ключевые показатели эффективности и жизненный цикл клиента.
Результатом такого продуктового подхода стала бесценная документация, которая содержала истинные потребности и ожидания от платформы всех участников аукциона.
После разработки MVP версии платформы мы еще раз провели тестирование и собрали как множество положительных комментариев, так и выявили недочеты, которые исправили к моменту релиза первой версии «аукциона».
Что находится «под капотом»
Back-end написан на популярном PHP фреймворке Laravel, который имеет открытый исходный код. Этот фреймворк имеет высокую производительность и легко интегрируется со сторонними библиотеками. В целом он очень гибкий и с его помощью можно решать сложные и нестандартные задачи, как, например, данная аукционная платформа. Также стоит отметить, что Laravel имеет высокий уровень безопасности, например CSRF и XSS защиту к закрытой информации.
Подводя итоги, Laravel – на которой написан back-end аукциона, имеет следующие преимущества:
- высокая безопасность;легкая масштабируемость;хорошая производительность;
Front-end написан на React JS – JavaScript библиотеке для создания пользовательских интерфейсов. Использование библиотеки React JS позволяет значительно сократить стоимость с сроки разработки проекта за счет того, что синтаксис React JS довольно легко читать и понимать, что упрощает и, как следствие, удешевляет стоимость разработки проекта.
Также, мы разработали Rest API для передачи данных в любой клиентский интерфейс, например, для мобильного приложения, которое, мы разрабатываем в данный момент.
Интерфейс аукционной платформы
Как уже было сказано, разработка нового дизайна аукционной платформы начиналась с интервьюирования клиентов Заказчика. Мы собрали обратную связь по их опыту взаимодействия с первоначальной платформой и фиксировали все их «боли», такие как отсутствие мобильной версии аукциона или недостаточное количество фильтров поиска, а также собрали пожелания, в числе которых был календарь запланированных аукционов в виде диаграммы Ганта.
После разработки макетов новой платформы, мы вернулись к фокус-группе и показали демо. Результат имел взрывной эффект – новый дизайн высоко оценили. Ниже приведу несколько примеров функционала платформы.
Список аукционов
Интерфейс ленты аукционов представлен в виде списка, который при необходимости можно отобразить в виде плитки. В одном аукционе может быть один или множество лотов, в том числе целый автопарк компании продавца в одном лоте. Карточка аукциона содержит наглядную информацию о продавце, типе аукциона – на повышение или понижение, дате начала аукциона, текущей стоимости, шаг торгов, поле ввода ставки.
Фильтрация аукционов
Чтобы найти подходящие аукционы, можно воспользоваться поиском по фильтру:
- марка авто;
- модель авто;
- год выпуска и множество прочих фильтров.
Создание аукциона
При создании аукциона, на первом шаге, можно задать общие параметры:
- тип аукциона – на повышение или понижение;
- дату начала;
- интервал продления/понижения и пр.
Далее создаются лоты и предоставляются права доступа для представителей компаний, принимающих участие в аукционе
Календарь торгов
Календарь предстоящих аукционов выполнен в виде диаграммы Ганта.
Встраивание платформы B2B Auto в общий программный контур компании
Следующим этапом стала интеграция аукционной платформы с корпоративной CRM. Изначально «Битуби Авто» использовали Zoho CRM, однако, после событий 2022 года, следствием которых стал уход с рынка зарубежных вендоров, возникновение сложностей при оплате ПО через зарубежные банки и усложнение коммуникаций с центром технической поддержки вендора, стали основными причинами перехода на российскую CRM-систему Битрикс24.
Интеграция платформы с CRM и настройка бизнес-процессов
Разработка пользовательского интерфейса и выбор фреймворка – это лишь «верхушка айсберга», с которой нам предстояло столкнуться для успешного решения бизнес-целей Заказчика. Главной причиной разработки новой платформы стал этап в жизни компании, когда она переросла из раннего этапа в период масштабирования: хаос разработки уступил отладке бизнес-процессов.
Нам потребовалось пересмотреть всю бизнес-логику и микропроцессы компании, чтобы выявить новые точки роста и сократить издержки, улучшить качество предоставляемых услуг, повысить уровень удовлетворенности клиентов, и как итог, увеличить прибыль компании.
Ключевыми задачами по автоматизации бизнес-процессов на уровне CRM являлись:
- автоматизация работы с Лидами, отправившими заявку через форму на сайте;
- автоматизация процесса привлечения новых клиентов;
- автоматизация процесса согласования результатов аукциона;
- автоматизация процесса заключения сделки с продавцом и покупателем;
- автоматизация процесса регистрации нового клиента;
- автоматизация процесса обработки заявок клиентов, отправленных через форму обратной связи в личном кабинете платформы.
Так, например, при регистрации нового клиента на платформе «Аукцион» должна создаваться сделка в этапе «Новые клиенты» в воронке «Новые клиенты». При появлении сделки автоматически ставится задача на менеджера по работе с покупателями или менеджера по работе с продавцами, в зависимости от того, является новый клиент продавцом или покупателем.
При переходе сделки в этап «Формирование договора», автоматически ставится задача делопроизводителю. Документы должны быть прикреплены в специальные поля для каждого документа (агентский договор, счет).Таким образом, каждый этап в воронке продаж сопровождается автоматическими сценариями для оптимизации трудозатрат не только отдела продаж, но и бухгалтерии.
О разработчике «КИТ Консалтинг»
Системный интегратор «КИТ Консалтинг» предоставляет полный спектр услуг для автоматизации как малого и среднего бизнеса, так и крупных промышленных предприятий — от консультации и анализа бизнес-процессов до внедрения и поддержки таких систем, как CRM, BPM, ECM, SRM, а также обеспечивает обучение сотрудников и сопровождение проекта после внедрения. Компания имеет высокие партнерские статусы таких вендоров, как Битрикс24, ELMA, 1С.
Среди собственных разработок у «КИТ Консалтинг» есть готовые решения для промышленности, недвижимости, электронной коммерции, фудтех и других отраслей. Компания имеет успешный опыт внедрения систем электронного документооборота, систем управления проектами, а также Service Desk систем.
Начиная с 2022 г. «КИТ Консалтинг» помогает отечественному бизнесу мигрировать с зарубежных информационных систем на отечественные платформы.