Мерч-касания на каждом этапе EJM: так рождается лояльность сотрудников
Постоянная турбулентность на рынке труда — это новая норма. Сейчас, в условиях дефицита талантов, «тихих увольнений» и завышенных ожиданий соискателей, кажется, что все инструменты исчерпаны. Но опору можно найти в проверенных методах, если использовать их системно. Мы подружили два таких инструмента — карту пути сотрудника (Employee Journey Map — EJM) и корпоративный мерч — и создали готовый медиаплан мерч-касаний для каждого этапа. В статье разберем, как с его помощью повысить лояльность на онбординге, укрепить культуру в будни, отметить успехи и даже грамотно попрощаться, превращая уходящих сотрудников в амбассадоров бренда. А в конце вас ждет подарок — ссылка для скачивания готового медиаплана.
Для начала дисклеймер. Работая с заказчиками из крупных российских компаний, мы иногда замечаем, что мерч для персонала заказывают, когда «уже поздно». Например, в компании есть проблемы с корпоративной культурой, индексацией зарплат, чрезмерной загрузкой, а то и с соблюдением трудовых прав. Какой мерч в такой атмосфере ни начать раздавать, результат будет один — коллеги почувствуют себя обманутыми, а градус недовольства только вырастет.
Это грустно и обидно, ведь брендированная продукция подтверждает свою эффективность в решении HR-задач для сотен тысяч компаний по всему миру. Подарки работают на узнаваемость бренда работодателя, помогают удерживать лучших специалистов и привлекать новые таланты. Поэтому мы в Arnika gifts design и решили создать такую понятную HR-специалистам памятку, чтобы работать с задачей стратегически. Итак, давайте проследим все стадии работы с персоналом и поймем, как встроить туда мерч.
Профориентация
А начнем издалека, когда сотрудник еще не стал сотрудником, а может быть, еще даже не вышел на рынок труда. Целевая аудитория — студенты вузов и колледжей, а часто и старшеклассники. Иногда выращивать персонал «с пеленок» просто необходимо. Это больше актуально в регионах с крупными производствами, чем в Москве. Там, где хронически не хватает узкоспециализированных кадров, скажем, химиков.
Решением становятся хакатоны, конкурсы научных работ, дни открытых дверей. Брендированные товары работают здесь как атрибут причастности к профессиональному сообществу, да и — будем честны — как заветный трофей с интересного мероприятия. Усилить бренд работодателя и подключить сарафанное радио можно с помощью простых вещей: блокнота с ручкой (студентам всегда пригодятся), антистрессов, ланч-боксов, бутылок для воды, картхолдеров (для будущей зарплаты, конечно). Это недорогие презенты, но стоит учесть охват — ведь это только самый верх воронки.
Наем сотрудника
Всем знакома ситуация: соискатель — просто находка, надо брать «горяченьким», но после собеседования всем нужно несколько дней на принятие решения. Что делать, чтобы в это время не потерять контакт? Конечно, подарить что-то приятное. Идеи: соискателям уровня мидл и сеньор можно преподнести аккумуляторы, зарядные станции или термостаканы, показав серьезность ваших намерений. Дополнительный эффект подарка: даже если с кандидатом не случится мэтч сейчас, у него останутся приятные воспоминания о компании на будущее, и, возможно, в скором времени он обратится к вам сам снова.
Рядовые сувениры для этого случая, конечно, не подойдут. Но если в компании развита корпоративная культура, можно собрать набор с вайбом и ценностями бренда, чтобы человек уже сейчас почувствовал, каково быть частью вашей команды.
Адаптация
Собеседование прошло успешно, и вот соискатель уже подписывает трудовой договор. На этапе адаптации особенно важно дать нужные инструкции и полезную информацию, а также помочь найти общий язык с командой. Подключаем велком-паки. Состав может быть абсолютно разный, но самыми частыми составляющими являются ежедневники или планеры (печатаем на форзаце ссылки на базу знаний и корпоративные ресурсы), ланъярды и чехлы для пропуска (тут все понятно), рюкзаки в городском стиле (для ланч-боксов и ноутбуков), худи (символически обнимаем новичка).
Создаем у нового коллеги ощущение, что он пришел не «на новое место», а «в свою команду». Лайфхак: в некоторых компаниях приветственный сет разделяется на две части — для вручения в первый рабочий день и в день успешного завершения испытательного срока.
Подарок для новых работников решает сразу несколько важных задач: снимает тревожность, формирует позитивное впечатление о компании, подтверждает правильность выбора и дает полезные инструменты для старта. Обычно после дропа первого welcome pack у коллектива накапливаются предложения и идеи, так что можно смело через год создавать новый набор, а в будущем собрать своего рода летопись компании из «велкомов».
Эффективность
Онбординг прошел успешно, сотрудник работает, получает зарплату и, в целом, не привлекает внимание отдела персонала. Теперь он — ответственность непосредственного руководителя. Ну, не совсем так. В этом блоке мы собрали, как минимум, пять поводов для касаний с помощью брендированной продукции — для укрепления лояльности и повышения мотивации.
1. Офисное снабжение и униформа
Здесь инструменты для работы и корпоративная атрибутика. Снабжением этими вещами обычно занимается АХО. В этих офисных расходниках (органайзеры для канцелярии, коврики для мыши и прочее), в первую очередь, важны качество и функциональность, а элементы фирменного стиля могут быть почти незаметны. Но и для теплого послания и интеграции бренда в рутину место найдется. Например, отправляя удаленному персоналу ноутбук и наушники, как вариант, можно дополнить этот набор рабочих инструментов пледом или настольной лампой.
Если же возвращаться к офисному снабжению, то не забудьте подумать о зонтах — корзина у стойки секретаря спасет в случае непогоды как членов команды, так и посетителей.
2. Тимбилдинг-пак
Пожалуй, каждая компания хотя бы раз в год выезжает всем составом на природу. Повод — от стратегической сессии до отраслевого праздника или собственно тимбилдинга. Смена обстановки бывает важна, чтобы укрепить связи между отделами и создать новые общие воспоминания. Пусть подтверждением этих эмоций станет ежегодная коллекция футболок, а функциональным дополнением — дождевик, бутылка для воды, спортивные товары. Не забудьте запастись подарками за участие в активностях и элементами оформления пространства, например, гирляндами и пледами для пикника.
3. Подарки на Новый год
Все ждут новогоднего чуда, и не только в виде повышенной премии. Теплые презенты, даже небольшие, задают тон на весь следующий год. Многие компании поддерживают и традицию детских новогодних комплектов (сладкие наборы в рюкзачках с символом года, раскраски, игрушки). Укрепляем эмоциональную связь с брендом и образ заботливого работодателя.
4. Подарки к профессиональным праздникам
Во многих отраслях в России профессиональный праздник — как второй Новый год. Отмечается с размахом. В программу празднования могут быть включены не только торжества, но и конкурсы профессионального мастерства, как вариант. Презенты с брендированием в этом случае помогают подчеркнуть значимость профессии, выразить уважение к экспертности, сплотить команды одного профиля, разделить с коллегами гордость за свое дело и профессию.
5. Подарки к личным датам
Персональные подарочные сеты показывают, что предприятие или компания видит в работнике не только функцию, но и человека. Прямой способ повысить личную лояльность: человек чувствует себя заметным и ценным. Идеи для подарков на день рождения и не только: настольные увлажнители воздуха, беспроводные колонки или товары для дома, например, пледы.
Рост
Если все идет как надо, то работник учится новому, растет и поднимается по карьерной лестнице. Передачу новых должностных обязанностей можно подкрепить и чем-то безусловно приятным — бизнес-подарками, которые мотивируют к будущим победам.
1. Награды
По данным свежего опроса портала SuperJob, россияне планируют в следующем году не только вырасти в доходе (15%), но и освоить новые навыки, повысить экспертность и подняться по карьерной лестнице (суммарно 30%). Сотрудникам важно расти, и это стоит поощрять. Внимательный работодатель отмечает все успехи: завершение крупного проекта, достижение лучших показателей, отладку незаметного, но важного процесса.
Если в вашей компании действует программа обучения или стимулирования роста мидл-персонала, поддержка с помощью корпоративной атрибутики тут точно понадобится. Посмотрите, как это работает, например, в компании Avito.
Создаем культуру признания и неденежную мотивацию с помощью паков с напоминанием о важности качественного отдыха и заботы о себе: например, товаров для путешествий.
2. Мерчшоп
Это система поощрений в виде внутреннего магазинчика, где сотрудники могут потратить бонусные баллы за свои успехи. «Монетизируются» не только хорошие рабочие показатели, но и отзывы коллег, софт-скиллы и так далее. Как показывает практика, наличие такого корпоративного маркетплейса геймифицирует рабочий процесс и профилактирует выгорание. Команда получает «социальные поглаживания» в виде материальных вещей. В базовое наполнение мерчшопа обычно входят: худи, носки, кепки, рюкзаки, поясные сумки, кружки, костеры, чехлы для ноута, тапочки, зарядные кабели.
И кстати, возможность выбора (на что потратить свои баллы) тут играет не последнюю роль. А еще лучше привлекать команду на этапе создания коллекций, собирать пожелания по ассортименту и принтам.
Увольнение
Расставания бывают разные. Кто-то уходит на пенсию, кто-то — в декрет или академический отпуск, а кто-то решает радикально изменить карьерный трек. Если хочется расстаться на хорошей ноте (личные рекомендации и реферальные программы никто не отменял!), можно подготовить офбординг- или экзит-пак. В него добавляем что-то для домашнего уюта, например, хороший чайник или кофеварку. Сохраняем теплые отношения, превращаем уходящего сотрудника в амбассадора бренда. Не «прощаемся навсегда» — запоминаем лучшие совместные моменты.
В заключение
Брендированные подарки — это долгосрочная инвестиция в культуру и лояльность сильных специалистов. Чтобы система заработала:
- Проведите аудит. Кому, что и по какому поводу вы дарили работникам за последний год? Какой был результат?
- Опросите команду. Что им нравится носить или использовать? Чего не хватает?
- Разработайте мерч-стратегию. Идеальный инструмент для этого — мерчбук. Это готовый навигатор по всем корпоративным подаркам (не только HR!), где для каждого этапа EJM уже есть проработанные сценарии, дизайн-макеты и план на год.
- Выберите надежного партнера, который поможет с подготовкой, разработает концепцию и произведет готовые сеты.
Хотите превратить разрозненные вручения в систему? Давайте создадим карту мерч-касаний персонально для вашей компании. Наши менеджеры проведут аудит, дизайнеры предложат концепции для каждого повода, а в финале вы получите персональный медиаплан, который сделает ваш HR-мерч работающим активом. С Arnika gifts design ваш мерч будет говорить с командой на языке заботы, уважения и общих ценностей.
Наш гайд по управлению лояльностью персонала можно скачать по ссылке (пролистните в конец статьи). У нас получился детальный медиаплан касаний, который работает как система поддержки и мотивации 24/7. Мы довольны этой работой, поблагодарить нас можно лайками и комментариями!