Ребёнок и компьютер: как интернет и игры влияют на мозг и обучение

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, для учеников различных классов установлены предельные показатели времени, которые они могут проводить за компьютером (смартфоном) безопасно для своего здоровья. Так, для учеников 1-2 классов эта норма равняется 120 минутам, 5-9 классов – 180 минутам, 10-11 классов – 240 минутам.

Что же мы видим на самом деле? Объективно, эти рекомендации никто не соблюдает, и ребёнок в компьютере просиживает намного больше, чем ему «положено». По данным сервиса «Где мои дети», в среднем дети проводят в компьютерах и смартфонах 4,5-5 часов в день, а на выходных и во время каникул этот показатель увеличивается ещё на 30-90 минут. И, к сожалению, почти всё это время тратится не на учёбу, просмотр или прослушивание полезных материалов, а на игры и «зависание» в социальных сетях.

К каким последствиям приводит многочасовое сидение ребёнка в компьютере? Ответы на поверхности – ухудшение зрения, осанки, физического и даже психологического здоровья. Но поговорим не об этих очевидных последствиях, а о тех, которые влияют на работу мозга ребёнка и его обучаемость: снижение когнитивной активности, трудности с чтением и письмом, отсутствие мотивации учиться, низкое ресурсное состояние, зависимость детей от компьютера.

Именно с этими проблемами в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе с каждым месяцем обращаются всё больше родителей, и эти проблемы мы успешно решаем на таких программах, как «Интеллектуальные выходные» и «Успешный Старт».

Почему дети подсаживаются на социальные сети и компьютерные игры?

Одна из основных причин, которую не осознают ни дети, ни многие родители, – это возможность через игры, просмотр видеороликов и лайки получать быстрый дофамин (гормон, который влияет на наше настроение, мотивацию, память). Дофамин неслучайно называют «гормоном счастья», так как при получении человеком положительных эмоций, достижении им какой-либо цели появляется чувство радости, удовлетворения и желание повторить действие.

Ребёнок и компьютер: как интернет и игры влияют на мозг и обучение

Ребёнок, заходя в соцсеть или открывая компьютерную игру, неосознанно как раз и хочет в очередной раз получить «дозу» дофамина. Проблема в том, что «гормон счастья» ребёнку достаётся без особых усилий с его стороны и эффект от такого воздействия краткосрочен. Поэтому классические источники долгого дофамина (спортивные занятия и победы на соревнованиях, интеллектуальная деятельность, достижение поставленной цели и др.) не выдерживают никакой конкуренции, а современный ребёнок в компьютере старается проводить как можно больше времени. Как результат – у него начинает развиваться и усугубляться дофаминовая зависимость.

Например, вот так выглядит почерк подростка, который страдает от дофаминовой зависимости:

Ребёнок и компьютер: как интернет и игры влияют на мозг и обучение

Поэтому вполне логичным выглядит и выбор Оксфордского словаря словом года выражение brain rot, которое дословно переводится как «гниение мозга» и означает чрезмерное потребление низкокачественного онлайн-контента.

По опыту работу и наблюдения за детьми, которые проходят программы в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, чрезмерное сидение ребёнка в компьютере приводит к следующим проблемам:

  • снижение концентрации внимания, рассеянность;
  • ухудшение работы памяти и в целом когнитивных способностей;
  • неспособность самостоятельно преодолевать трудности, в том числе отсутствие мотивации учиться и добиваться каких-либо целей;
  • неустойчивое психоэмоциональное состояние, необоснованная агрессия и частые капризы;
  • уход от реальной жизни и предпочтение больше общаться в онлайне, что негативно сказывается на коммуникативных навыках ребёнка;
  • сложности с изложением своих мыслей в письменном виде, трудности с восприятием информации на слух, что ведёт к падению успеваемости и отставанию ребёнка от темпа обучения в классе;
  • слабое физическое состояние, из-за чего у детей нет сил, чтобы учиться в школе;
  • повышение утомляемости и раздражительности;
  • формирование клипового мышления, вследствие чего ребёнок начинает фрагментарно воспринимать информацию, а значит, ему сложнее сосредоточиться на больших объёмах данных.

А ведь многих этих проблем можно было бы избежать, если бы родители осознавали, какую опасность представляет компьютер для их детей и к каким последствиям приводит зависимость от социальных сетей и видеоигр.

Поэтому на всё время проведения программ Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе их участники полностью отказываются от гаджетов! Особенно это важно для курса «Успешный Старт», где дети в первую очередь решают проблемы с обучением. И, как показывает практика, если ребёнку предложить достойную альтернативу играм и социальным сетям, замотивировать учиться, а также обеспечить доминацию левого полушария мозга, то он сам будет себя контролировать, а не часами зависать в компьютере и социальных сетях.

3
Начать дискуссию