Можно ли самостоятельно выявить у себя дислексию?
Согласно определению Международной ассоциации дислексии, под термином «дислексия» принято понимать специфическую неспособность к обучению, имеющую неврологическое происхождение. Но здесь крайне важно отметить, что эти трудности у человека могут присутствовать, несмотря на сохранность когнитивных способностей человека и наличие полноценных условий для обучения.
Важно также понимать, что есть ещё педагогическое определение дислексии, которое широко используется в России. В соответствии с ним, дислексия – «это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и которое проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера». При этом подчёркивается, что у дислексиков интеллектуальное развитие находится на нормальном уровне.
Поэтому ключевое понимание природы дислексии заключается в том, что это генетическая особенность работы мозга, которая проявляется в качестве неврологического расстройства в случае неправильной стимуляции мозга. Именно этот принцип заложен в основу коррекционной работы с людьми-дислексиками в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, что позволяет в короткие сроки достигать положительных изменений в состоянии дислексиков. Но чтобы добиться быстрых результатов в коррекции дислексии, необходимо быть полностью уверенным в её наличии.
Наиболее достоверная диагностика дислексии у детей и взрослых (с точностью почти 100%) – биометрическое исследование, которое можно пройти только в московском Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Однако есть ряд основных признаков, говорящих о наличии у человека дислексии.
Как распознать дислексию?
О её наличии могут говорить:
- Проблемы с воспроизведением информации. Дети, как и взрослые с дислексией, с трудом могут передать смысл только что прочитанного или услышанного текста.
- Трудности с речевым дыханием. Необходимо смотреть, как человек произносит длинные фразы и хватает ли ему для этого воздуха. Также признаками проблем с речевым дыханием является преобладание поверхностного дыхания, произношение многих слов одновременно на выдохе и вдохе, неустойчивый ритм дыхания, который легко нарушается даже при минимальных физических нагрузках.
- Нарушение ориентации в пространстве. Дислексики путаются во временах годах, днях недели, не могут запомнить, где «лево» и «право».
- Проблемы с поведением и психоэмоциональным состоянием. Они характерны практически для всех дислексиков, которые остро реагируют на любую критику и могут подолгу «застревать» на негативных эмоциях. Им тяжело переключиться со своих переживаний на выполнение заданий или работу.
- Слабая координация тела. Многим дислексикам сложно даются упражнения на координацию тела, что как раз объясняется отсутствием согласованности в работе полушарий мозга.
- Трудности с концентрацией внимания. Этот признак дислексии часто встречается и у взрослых людей, который проявляется в том, что дислексикам крайне сложно доводить начатое дело до конца.
- Устойчивые проблемы с чтением. При дислексии характерно медленное сбивчивое чтение с вынужденными паузами. Также при чтении может отмечаться путаница в буквах, так как дислексики неправильно соединяют буквы в слоги.
- Устойчивые трудности с письмом. Люди с дислексией часто совершают «глупые» ошибки (замена/ перестановка/ пропуски букв и слогов), пишут медленно и крайне неразборчиво. А в процессе чтения они быстро устают, а некоторые даже начинают испытывать сильные головные боли. Как правило, дислексики ещё неправильно держат ручку/ карандаш во время письма.
Как правило, у дислексиков присутствуют почти все эти симптомы дислексии. Если же имеется только 1-2 признака, то это ещё не означает наличие дислексии, а может говорить о дислексических трудностях. Ведь может быть так, что дислексические проблемы существуют, а дислексии на самом деле нет. Это достаточно часто отмечается у детей и взрослых после прохождения биометрического исследования на дислексию.
Поэтому и рекомендуется проходить биометрию, которая точно даёт ответы на все вопросы и помогает, в том числе, выстроить правильную стратегию коррекции и обучения ребёнка и даже взрослого с учётом его индивидуальных особенностей работы мозга.