Синдром ускоренного мышления – актуальная проблема для взрослых и детей
Современный технологический мир устроен так, что ежедневно человеческому мозгу приходится обрабатывать огромный объём информации. По различным оценкам, каждый день мозг взрослого человека потребляет не менее 30 Гб данных, что в пять-шесть раз больше, чем ещё 30 лет назад.
Но это не означает, что мы внимательно и глубоко изучаем получаемую информацию. Наоборот, большую часть «эфира» составляет поверхностный контент небольших размеров (короткие посты и видеоролики), которые только возбуждают наше внимание и вызывают эмоциональный отклик.
Что происходит с мозгом, когда его захлёстывает огромный объём информации? Сильная сторона человеческого мозга – принятие быстрых решений, так как выживание наших предков на протяжении тысячелетий зависело от скорости реакции. Поэтому человека очень легко отвлечь чем-то ярким, громким, необычным, ведь мозг всегда будет реагировать на «ложную тревогу», так как он будет бояться пропустить реальную опасность.
К тому же в процесс переключения внимания активно вовлечена дофаминовая система мозга. Дофамин отвечает не только за удовольствие, но и мотивацию. При этом дофаминовые нейроны воспринимают получение информации как вознаграждение, поэтому побуждают её искать. Но проблема состоит в том, что информации никогда не бывает мало. В итоге каждая порция новых данных вызывает всплеск дофамина, а дофамин заставляет нас опять искать новую информацию – и так по кругу.
Несложно догадаться, что рано или поздно наступает перегрузка мозга – ситуация, когда он просто не успевает обрабатывать входящий поток данных.
В результате наше мышление вынуждено постоянно ускоряться, чтобы обработать весь объём информации. Так и развивается синдром ускоренного мышления, который негативно влияет на все стороны жизни человека, мешая ему нормально учиться, работать и отдыхать.
Признаки синдрома ускоренного мышления:
- повышенная тревожность;
- постоянное ощущение физического переутомления;
- необоснованные приступы страха за своё будущее;
- слишком быстрый темп чтения;
- повышенная утомляемость и раздражительность;
- резкие смены настроения, даже проявление необоснованной агрессии;
- трудности с концентрацией внимания;
- бессонница;
- постоянная неудовлетворённость всем и вся;
- нетерпимость к противоречиям;
- невозможность расслабиться и получить хороший отдых.
Это происходит потому, что человек с синдромом ускоренного мышления не может отказаться от дофаминовой стимуляции. Ему крайне сложно взять под контроль свои эмоции и трудно управлять своим поведением. Часто бывает так, что проблемы ещё нет, а человек уже заранее беспокоится и не может ничего с этим поделать. Как результат – повышенная раздражительность и перепады настроения.
К каким последствиям приводит синдром ускоренного мышления?
Повышенная стимуляция мозга становится причиной резкого увеличения скорости мысли, из-за чего мозг за короткий отрезок времени начинает генерировать огромное количество бесплодных и бесполезных мыслей.
Чем дольше человек страдает от синдрома ускоренного мышления, тем более негативные последствия это может иметь для него. В частности, это может привести к:
- снижению когнитивных способностей, что будет выражаться в сложностях с концентрацией внимания. Человеку будет трудно сосредоточиться на любом виде работы, ему даже сложно будет просто сосредоточиться и подумать;
- выраженным проблемам с почерком и письмом, что особенно характерно для современных старшеклассников и студентов. Многие из них страдают от данного синдрома, из-за чего снижается их успеваемость, а значительная часть даже отказывается от учёбы;
- «зависанию» в информации, то есть человек только и делает, что читает/ смотрит новый контент, получая тем самым быстрый дофамин;
- сложностям с запоминанием и долгосрочным хранением информации;
- потере продуктивности и работоспособности;
- нахождению в состоянии постоянного стресса.
Синдром ускоренного мышления, к сожалению, может привести к блокировке мышления и, как следствие, к утрате таких важных навыков, как критический анализ информации, рефлексия и инновации. В режиме постоянно поступающей информации мозг вынужден тратить энергию на её обработку, вместо того чтобы регулировать мыслительные и моторные процессы, отсюда – эмоциональная и физическая усталость.
А ещё синдром ускоренного мышления приводит к развитию прокрастинации, что отрицательно сказывается на работоспособности человека и его эмоциональном состоянии.
Как победить синдром ускоренного мышления?
Самые распространённые советы, которые можно встретить на страницах интернета, – изменение образа жизни. В первую очередь рекомендуется ограничить объём потребляемой информации, устраивая так называемый «цифровой детокс». Также желательно больше времени проводить на открытом воздухе и заниматься спортом.
Но, как показывает опыт Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, данных мер в большинстве случаев оказывается недостаточно, так как не решается главная проблема – ускоренная работа мышления. Одним из эффективных способов привести нервную системы в порядок, подготовить её к умственным нагрузкам, снять тревожность и повысить концентрацию внимания является цветоимпульсная терапия, которая выполняется с помощью аппарата Меллон.
С учётом того, что синдром ускоренного мышления приводит к нарушению когерентности (согласованности) в работе полушарий мозга, крайне важно обеспечить согласованную работу полушарий мозга. А для этого можно выполнять несколько базовых упражнений, основным из которых является графокоррекция. На программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе графокоррекцию выполняют и дети, и взрослые и, как правило, уже через несколько дней тренировок отмечают положительные результаты, которые выражаются в улучшении работы с информацией, повышении работоспособности и общем улучшении психоэмоционального состояния. Такой эффект достигается за счёт того, что графокоррекция меняет работу мозговых ритмов и формирует новые нейронные связи, благодаря чему человек начинает лучше воспринимать информацию как в устном виде, так и письменном.
Современному человеку, конечно, практически невозможно ограничить себя от информационного потока, но у него есть возможность контролировать своё поведение, делая выбор, чтобы не допускать информационной перегрузки.
Сегодня и взрослые, и дети должны учиться делать выбор в пользу активного, здорового образа жизни. В этом помогают специальные упражнения, графокоррекция и современные технологии. Если включить их использование в режим дня, это позволит на регулярной основе заботиться о своём психоэмоциональном и физическом благополучии.