ИТ-бизнес: хочешь жить – сумей продвинуться!
О ситуации на российском ИТ-рынке и в отдельно взятой компании беседуем с Андреем Валерьевичем Мерзляковым, техническим директором компании «Фогстрим».
– Андрей Валерьевич, после ухода иностранных фирм появление на российском рынке невиданного ранее количества ИТ-компаний позволило удовлетворить наши потребности в цифровизации или такого роста пока недостаточно?
– Недостаточно. Объясню почему. Во-первых, до февраля 2022 года на российском ИТ-рынке присутствовали крупные компании-разработчики (например, EPAM Systems) с иностранным капиталом. После начала СВО они были вынуждены уйти из России по требованию своих владельцев, прихватив с собой разработчиков. Увезли своих сотрудников и большие представительства Google и «Майкрософт Рус».
Во-вторых, если внимательно посмотреть список вновь образованных ИТ-компаний, то можно заметить, что многие из них далеки от ИТ. Так, например, айтишниками стали дочерние компании российских ретейлеров, занимающихся продажами не только продуктов питания, но и различных товаров.
Предвидя ваш вопрос, отвечу: задача, для того же ретейла, переквалифицироваться в ИТ несложная, поскольку в любой организации, компании есть отдел или сотрудник, занимающийся 1С и подобными программами. Вот они-то и оформляются как дочерние ИТ-предприятия. И вот уже компания-ретейл превращается в ИТ-компанию со всеми льготными ставками, преференциями, деструктуризацией налогов. Получается, что компания не разрабатывает ПО (программное обеспечение), не продает его, но числится в реестре ИТ-компанией, как, впрочем, и представители других сфер. Повторюсь: многие компании, зарегистрировавшие себя как ИТ, на самом деле таковыми не являются.
– Следует ли из этого, что конкуренции среди настоящих ИТ-компаний нет и отток клиентов им не грозит?
– Здесь нужно уточнить. ИТ-услуги в России бывают разработанными на коммерческой основе или на конкурсной (тендерные). Если говорить о коммерческих разработках – предложения поступают, но, поскольку рынок лихорадит, долгосрочных проектов, пока нет, нельзя спрогнозировать, как рынок будет дальше развиваться, нет уверенности в завтрашнем дне.
Поэтому многие компании, специализировавшиеся ранее только на коммерческих разработках, сегодня устремились в тендерное направление, которое никак не пострадало после начала СВО, т. к. никто не отменял установку на модернизацию производства, бизнеса, компаний и, тем более, никто не отменял выделение средств на эти мероприятия. И оставшиеся ИТ-компании, занимавшиеся ранее коммерческим направлением, «побежали» в госсегмент для участия в конкурсах, рассчитывая их выиграть. Здесь у нас конкуренция большая.
– Вы сказали, что из зарегистрированных в 2022 году ИТ-компаний настоящих ИТ немного. Но у нас есть компании, которые занимаются посреднической деятельностью, предоставляя не своих специалистов на аутстаффинг, но выдавая их за собственных. Как вы считаете, может такая компания называться ИТ?
– Если продажами занимается компания, не имеющая никакого отношения к ИТ, то в этом случае она не может считаться ИТ-компанией. Но ведь бывают и другие случаи, когда у компании пробелы в экспертизе или недостаточно квалифицированных разработчиков, но они прекрасно продают любой продукт. Сотрудники компании хорошо знают все нюансы ИТ-работы, понимают, как нужно преподнести продукт или специалиста, чтобы заказчик остался доволен, у них компетенция продаж выше, чем у других компаний. Следовательно, они большие молодцы в области продаж ИТ-продуктов или ИТ-специалистов. Они поделились своими наработками с другими компаниями, при этом забрав свою комиссию. Это нормальный бизнес-подход.
– Что сложнее – создать свой собственный продукт или продвигать его?
– Что проще – посадить дерево или ухаживать за ним, пока оно вырастет? Что проще – поставить только сруб или построить дом со всеми коммуникациями? Точно так же и в разработках ИТ-продуктов. Самое простое в этом процессе – сама разработка. Обычно на нее уходит три–четыре месяца. Потом начинается интересный и сложный этап, когда в созданный продукт нужно вдохнуть жизнь, адаптировать его в систему, он должен не просто существовать, но и приносить доход. В процессе его адаптации, доработки продукт мутирует. Иногда конечный вариант сильно отличается от первоначального, и на всех этапах им занимаются разные специалисты. Ну а самый трудоемкий этап – продвижение продукта, которое значительно сложнее, чем его разработка.
– Можете привести пример успешного продвижения?
– Да, это «Фогстрим Академия». Это проект, выстраданный нами, о который мы набили немало шишек, переосмысленный и пересмотренный и, наконец, выросший в отдельное бизнес-направление. Сначала он задумывался, как курсы для программистов, чтобы закрыть наш кадровый голод. Идея принадлежит генеральному директору «Фогстрим» Алексею Романову. Затем проект подхватил я. Первоначально мы планировали создать полностью автоматизированное обучение, но жизнь внесла коррективы. Оказалось, сегодня робот еще не может обучать так, как это делает человек. Мы экспериментировали, закрывали, обновляли, снова ошибались и начинали с нуля. Итогом этой многолетней работы стало отдельное направление бизнеса – «Фогстрим Академия», где сегодня молодые люди обучаются разным специализациям в программировании (Курсы программирования для начинающих от ведущих разработчиков Python и Frontend-разработки (fogsdemy.ru)).
– Как вы думаете, что подтверждает зрелость ИТ-компании? Может, наличие собственных разработок и их успешное продвижение?
– Нет. Наличие собственных разработок может свидетельствовать о зрелости экспертизы ИТ-компании. То есть специалисты компании обладают определенными компетенциями, которыми готовы поделиться с другими. Критерии зрелости компании несколько иные, причем они разные для компании и для заказчика. Если ИТ-компания просуществовала на рынке четыре года, значит она зрелая, потому что в течение четырех лет, как правило, 90% ИТ-компаний распадаются.
У заказчика свое видение зрелости компании. И, прежде всего, это наличие штата собственных разработчиков, поскольку сегодня они – это дорогостоящее вложение. Затем у компании должны быть контракты, а еще лучше, если это госконтракты. Ну и необходимо наличие оборота денежных средств.
Часто говорят, зрелая компания – это та, в которой работают только наемные работники и все процессы автоматизированы. Если можешь делегировать кому-то свои обязанности, объяснить, как выстроить процесс, чтобы все «шестеренки» компании работали как единый механизм, это дорогого стоит.
– В чем, на ваш взгляд, секрет успеха ИТ-компании?
– Наверное, главное – быть специалистами, профессионалами своего дела.