Рецепт успеха: как приготовить идеальный продукт по методу дизайн-мышления

Как повар, кулинар и ценитель всех этапов процесса создания блюда, переношу свой опыт на кухню New Product Development. я в разработке продукта более 10 лет, это сложные, технологичные товары FMCG, конкурентных рынков и требовательных потребителей.
Как повар, кулинар и ценитель всех этапов процесса создания блюда, переношу свой опыт на кухню New Product Development. я в разработке продукта более 10 лет, это сложные, технологичные товары FMCG, конкурентных рынков и требовательных потребителей.

Привет, коллеги-повара продуктовой кухни! 🍳 Сегодня мы будем готовить не пирожки, а новый хит продаж — сочный, аппетитный продукт, от которого потребители будут слюнки пускать. Но будьте осторожны: как и в кулинарии, здесь легко пересолить, недожарить или вообще подать сырое блюдо.

Давайте разберём по шагам, как избежать "кухонных катастроф" в NPD. Используем метод дизайн-мышления. И, конечно, вспомним реальные провалы российских non-food FMCG-брендов, чтобы не наступать на те же грабли.

1. Эмпатия: "Понять, что у гостя на душе"

Что готовим: Глубокое понимание боли потребителя

Ключевые ингредиенты:

  • Интервью с реальными людьми (не только фокус-группы!). надо спрашивать, разговаривать, видеть как продукт потребляется
  • Наблюдение за поведением (этнографические исследования), обязательно за своим поведением тоже ("А почему я это взяла?", "Зачем я ставлю это сюда?")
  • Анализ отзывов, комментариев в соц сетях, и, обязательно, изучение отзывов на маркет Плейсах, своих и конкурентов

Теория: Если вы не знаете, чего хочет клиент, вы готовите блюдо вслепую.

Частые ошибки:

  • "Мы и так знаем, что им нужно" → Бренд выпускает "инновационный" скребок для льда с подогревом, а люди просто хотели, чтобы их лопата для снега не ломалась.
  • Опора только на количественные данные → Опросы говорят, что "экологичность важна", но на деле покупатели берут дешёвый пластик.

Пример: Один известный бренд бытовой химии решил, что потребители мечтают о "премиальном дизайне" упаковки, и выпустил средство для мытья посуды в стеклянной бутылке. Красиво? Да. Но тяжело, бьётся и дорого. Потребители сказали "нет, спасибо" и взяли привычный пластик.

Смотрите и на другие категории - это очень полезное упражнение. Комплиментарные и не очень, в других категориях много потребительских инвайтов

2. Фокусировка: "Выбрать главный ингредиент"

Что готовим: Чёткую проблему, которую будем решать

Ключевые ингредиенты:

  • Формулировка ЧТО на самом деле нужно клиенту
  • Приоритизация боли (не пытайтесь угодить всем)

Теория: Лучше сделать идеальный стейк, чем средненький шведский стол.

Частые ошибки:

  • "Давайте сделаем продукт для всех!" → В итоге получается "ни рыба ни мясо".
  • Решение несуществующей проблемы → "Утюг с Bluetooth" — зачем?

Пример: Один производитель товаров для дома выпустил "умную" вешалку с датчиком влажности. Проблема? Люди вешают одежду и забывают про неё — им всё равно на микроклимат в гардеробе.

3. Генерация идей: "Без безумных экспериментов не обойтись"

Что готовим: Много-много вариантов решений

Ключевые ингредиенты:

  • Мозговые штурмы без критики
  • Метод "А что, если…?" - перебирайте вариант, комбинации, потенциальные проблемы с продуктом, его использованием, перемещением, утилизацией
  • Краудсорсинг (спросите у аудитории), дайте им поиграться на практике, пригласите их в свою "кухню", пусть поделятся идеями, покажут варианты

Теория: Первый блин комом, но десятый может стать шедевром.

Частые ошибки:

  • "Наш CEO сказал — делаем так!" → Идеи сверху часто оторваны от реальности.
  • Слишком рано включаем "режим экономии" → "Давайте без наворотов" — и продукт получается скучным.

Пример: Производитель зубных щёток решил "удивить" рынок щёткой со встроенной камерой. Идея провалилась — люди не готовы платить в 5 раз больше за ненужный функционал.

4. Прототипирование: "Пробуем на зуб"

Что готовим: Быстрый и дешёвый макет продукта

Ключевые ингредиенты:

  • Картонные модели, 3D-печать, MVP (минимально жизнеспособный продукт)
  • Тестирование на реальных пользователях. Делайте фейковые карточки товаров на своих сайтах, в соц сетях, на маркет плейсах, если можете это разместить там, ставьте прототип в точку продаж, смотрите как на него реагируют, тянется ли рука потребителя

Теория: Лучше сжечь и выбросить корж, чем испортить целый торт.

Частые ошибки:

  • "Сделаем один вариант и будем верить в него" → А если не взлетит?
  • Игнорирование фидбэка → "Нам виднее, что круто"

Пример: Один бренд выпустил "революционную" швабру с подсветкой, но не проверил, удобно ли ей мыть углы. Оказалось — неудобно. Покупатели вернулись к обычным швабрам (хотя сейчас пылесосы с подсветкой - это офигенная штука!!))) то есть когда-то это не было доведено до ума...)

5. Тестирование: "Дегустация перед подачей"

Что готовим: Финалку перед запуском

Ключевые ингредиенты:

  • A/B-тесты упаковки, цены, функционала
  • Пилотные продажи в ограниченной аудитории

Теория: Даже лучший рецепт нужно попробовать перед подачей.

Частые ошибки:

  • "Запустим сразу в 10 000 магазинов" → Риск огромных убытков.
  • Игнорирование негативных отзывов → "Это просто хейтеры"

Пример из практики: Один бренд выпустил "экологичные" мешки для мусора из "биоразлагаемого" пластика, но не проверил, как они ведут себя в реальных условиях. Оказалось, они рвутся ещё до выноса мусора. Потребители разочаровались.

Подача блюда: выводы

Разработка продукта — как кулинария: можно испортить даже лучшие ингредиенты, если не соблюдать технологию. Дизайн-мышление помогает избежать главных ошибок:

✅ Не готовьте "на глаз" — изучайте аудиторию

✅ Не смешивайте всё подряд — фокусируйтесь на одной боли

✅ Пробуйте, пробуйте и ещё раз пробуйте перед финальным запуском

И помните: даже если ваш первый продукт вышел комом — это не конец. Главное, учиться на ошибках и не подавать сырое блюдо на рынок.

Приятного аппетита и удачных продаж! 🚀

Начать дискуссию