Второй дом или третий учитель? Главные философские и социальные идеи, повлиявшие на школьную архитектуру
В основе хорошего образовательного объекта всегда лежит определенная идея организации учебного процесса и использования пространства. Так можно сформулировать одно из главных правил проектирования школьной архитектуры. При этом важно понимать, что школа – это не просто здание, а зеркало процессов, происходящих в обществе. О том, как из философских и социальных идей рождаются конкретные проектные решения, рассказываем в нашей статье.
Второй дом для детей и третье место для родителей
Американский социолог Рэй Ольденбург в своей книге «Третье место» (2014 г.) изложил концепцию, в которой условно разделил городское пространство на три основные зоны. «Первым местом» он назвал дом, в котором человек живет. «Вторым» – место работы или учебы. А «третьим» – место, где люди собираются чтобы провести досуг, пообщаться или отдохнуть. Примером третьего места может быть библиотека, кафе, парк, клуб и т.д.
Несмотря на то, что школа является для ребенка «вторым местом», он проводит там значительную часть своего времени. Поэтому архитекторы все чаще стремятся наделить школу функциями «первого» и «третьего» места. Чувствовать себя как дома ребенку помогает возможность «присвоить» себе образовательное пространство – поучаствовать в его оформлении, самостоятельно расставить мебель в зависимости от потребностей, поделиться с окружающими своими успехами и результатами своего труда. В свою очередь для отдыха и общения детей важно организовать соответствующие зоны в рекреациях. В нашем проекте образовательного комплекса на 625 (450 +175) мест все это объединено в ступенчатом подиуме в зоне рекреации на третьем этаже. В его конструкции предусмотрены ниши для хранения книг, а на прилегающей стене можно порисовать мелками. Таким образом в рамках одного пространства дети могут реализовать сразу несколько своих важных потребностей.
Не стоит забывать, что школа часто бывает единственным местом района, где встречаются родители учеников. Поэтому важно организовать для них пространство для общения – комфортную зону ожидания внутри здания, общественные пространства на территории и т.д. Благодаря таким решениям школа может стать органическим «третьим местом» для родителей.
Еще немного цифр
Итальянский педагог Лорис Малагуцци (1920–1994) называл окружающую ребенка среду «третьим учителем» после родителей и педагогов. Он также говорил, что ребенок с рождения владеет сотней языков, имея в виду различные творческие способности для самовыражения, и главная задача школы – создать условия для развития этих способностей.
Этой идее созвучен сценарный подход к планировке образовательных объектов, когда архитекторы вместе с методологами и директором на самом раннем этапе проектирования продумывают, каким образом будет осуществляться учебный процесс и какие пространства для этого нужны. При таком подходе очень востребованы трансформируемые пространства. Например, в образовательном комплексе на 1375 (1150 +225) мест мы спроектировали актовые залы школы и детского сада таким образом, что они могут функционировать отдельно, а могут при необходимости объединиться в иммерсивный театр.
Еще одна важная концепция, связанная с цифрами, – это концепция 15-минутного города. Такой подход к городскому планированию основан на идее, что из любой точки города можно пешком, на велосипеде или общественном транспорте за 15 минут добраться до любого необходимого места: работы, магазина, парка, поликлиники, школы и т.д.
В школьной архитектуре такой поход нашел отражение не только в тщательной проработке планировок, но и в разработке интуитивно понятной системы навигации, помогающей быстро найти нужное помещение. К примеру, в проекте детского сада на 185 мест мы с помощью цветовых решений объединили системы навигации внутри здания и на территории, чтобы дети могли легко найти не только столовую или комнату для занятий, но и уличную игровую площадку своей группы.
Школа – набор балансов
Американский писатель, футурист и консультант в сфере образования Дэвид Торнбург разработал концепцию пространственных архетипов, вдохновленных образами, связанными с жизнью на природе. Их всего четыре: «Костер» или лекционное пространство, «Водопой» – зона свободной коммуникации между учениками, «Пещера» – место, где можно побыть в тишине и порефлексировать, «Жизнь» – пространство, где можно реализовать полученные знания (лаборатории и мастерские). Задача проектировщика сбалансировать эти способы построения пространства, чтобы максимально эффективно организовать образовательный процесс.
При этом востребованность тех или иных пространственных архетипов может меняться. В последнее время запрос на стандартные лекционные пространства уменьшается, а вот «Пещера», как место, где можно сконцентрироваться, всегда будет актуальна, так как без концентрации и спокойного осмысления невозможно успешно учиться. При этом оформление такой зоны может быть самым разным.
Пространство для социализации
Как ни странно, но такое социальное явление, как внедрение инструментов искусственного интеллекта в различные сферы деятельности тоже косвенно влияет на развитие школьной архитектуры. Многие футурологи говорят о том, что в будущем будут наиболее востребованы soft skills, то есть личностные качества, помогающие людям взаимодействовать друг с другом, адаптироваться к изменениям, переносить сложности. Прежде всего, это коммуникабельность и креативность.
Соответственно, в школах необходимы планировочные решения, стимулирующие развитие таких навыков: наличие проницаемых пространств для формирования сообществ, гибкие и мобильные пространства без определенных сценариев их использования, связь интерьеров и экстерьеров, инклюзивность среды для всех учащихся. Яркий пример такой инклюзивной среды – пешеходный бульвар между двумя образовательными комплексами на 1425 (1150 +275) и на 525 (350 +175) мест, где разные функциональные зоны плавно перетекают друг в друга. При этом каждая из этих зон многофункциональна и может использоваться как для учебных целей, так и для досуга.