Саммари лекции Георгия Пинхасова “Второе редактирование” в МАММ
"Большинство людей гораздо чаще видят рассудком, нежели глазами"— Поль Валери
Пролог: зависть как триггер творчества
В школьном коридоре рождается судьба. Пионервожатая ищет фотографа для экскурсии. Мальчик Щербаков поднимает руку — и получает свободу. А будущий мастер Magnum Photos сидит за партой, сжигаемый белой завистью: "Вот человеку повезло..."
Так зависть становится компасом, указывающим на фотографию как на "некую свобода" — освобождение от ролей, церемоний, предписаний.
Глава первая: алхимия меланхолии
Армия позади. В кинозале гаснет свет, на экране — "Солярис". Весь зал покидает сеанс, но один остается парализованным тарковской меланхолией. "Печаль моя светла" — эти пушкинские строки становятся формулой, объединяющей все искусства в едином дыхании лёгкой грусти.
Первый снимок: сгоревший дом и девочка-соседка, изображающая героиню из "Соляриса" с невидимыми колокольчиками. Фотография рождается не из техники, а из состояния души.
Интермеццо: откровение на выставке
Москва, конец 70-х. Выставка "Москва-Париж" взрывает сознание целого поколения. Впервые советский зритель видит русский авангард — Малевича, Кандинского, супрематистов.
Тарковский произносит магические слова: "Это не фотография, фотография — Картье-Брессон." Так происходит второе рождение: от меланхолии к геометрии, от интуиции к ремеслу, не теряя при этом души.
Глава вторая: два способа видеть мир
Нарративное мышление — это видеть рассудком. Человек спрашивает в Instagram: "А что это значит? Объясните!" Ему нужны слова, послания, сюжеты.
Паттерное восприятие — это видеть глазами. Как в музыке: можно слушать только слова песни, а можно чувствовать гармонию. Картье-Брессон переворачивал фотографии вверх ногами, уничтожая нарративное восприятие, оставляя чистую геометрию.
"Не забывайте геометрию. Без геометрии никак."
Глава третья: алгоритм самопознания
Instagram как лакмусовая бумажка таланта. Гениальный метод Пинхасова: показать незнакомым людям 20 фотографий — 10 старых, 10 новых. Если выберут старые — регресс. Если новые — прогресс.
Главный враг художника — серотонин. Этот "проклятый гормон счастья" заставляет видеть себя "гораздо красивее, лучше, умнее, гениальнее, чем все остальные." На мастер-классах нужно его выключать и смотреть на себя объективно, даже критично.
Интермеццо: параноидальная поэзия улиц
Стрит-фотография — это потенциальный криминал. Каждый прохожий видит в фотографе преступника: "Зачем вы меня снимаете?" Первый же снимок сгоревшего дома приводит к визиту милиции и изъятию пленки.
В Лондоне, на похоронах королевы, толпа чуть не растерзала фотографа: "А кто вам дал разрешение снимать этого человека?" Спасение — только во лжи: "Я художник, буду потом рисовать портреты..."
Глава четвертая: пророки и священники
Философская притча века: пророк смотрит в небо, священник — в инструкцию.
Все начинают как пророки, заканчивают как священники. Опасность успеха — в повторении самого себя. Увидел чужую гениальную фотографию крестного хода в Париже, на следующий год пришел снимать то же самое. Получилось хуже — но это был путь священника, не творца.
"Творчество — это открытие."
Глава пятая: дзен фотографии
Картье-Брессон был буддистом. Его знаменитая цитата: "Во время охоты ты превращаешься в зайца, которого хочешь поймать."
Фотограф должен быть как кошка — лениво лежать на солнышке, но "лишь божественный глагол до уха чёткого коснется" — мгновенно включиться в действие.
Китайская мудрость: недеяние — не нарушать гармонию мира своими действиями, а попасть с природой в резонанс. "Великое отшельничество" — жить среди людей, но чувствовать себя отшельником.
Интермеццо: гений как джин
Слово "гений" происходит от "джин" — дух. Раньше не говорили "он гений", а говорили "у него есть гений." Дух помогает, но его нужно заметить, почувствовать интуицией.
Избранность художника — в его незнании. Попасть в ситуацию без стереотипов, изобрести прецедент, стать первым — и пусть потом священники повторяют.
Глава шестая: вероятность чуда
Формула успеха проста: вероятность успеха зависит от количества попыток. В фотографии, в любви, в жизни.
Главное — выйти на улицу. Если сидишь и мечтаешь о кадрах, создаешь стереотипы, которых нет в природе. Нужно быть как буддист: ничего не желать, только видеть то, что есть.
"Ничего в жизни нет, кроме неожиданности."
Глава седьмая: инь-янь фотографии
Нарративное восприятие — мужское (логика, анализ, слова).Паттерное — женское (интуиция, гармония, формы).
В каждой фотографии есть и то, и другое. Нарратив — это 1D (слово к слову). Паттерн — это 3D (объемная структура мира). Наука пытается разрезать 3D на плоскости, но никогда не познает целого.
Эпилог: метафизика против анатомического стола
Снимая в горах Тбилиси сквозь сухое дерево, мастер видит светящийся город как узор. Хозяин дома говорит: "Это дерево надо убрать. Зачем оно тебе?"
Вот разница между физикой и метафизикой. Физика — это разгадка, метафизика — загадка. Искусство живет загадкой. Как только тайна становится очевидной, красота умирает на анатомическом столе рационализма.
"Загадочность нас привлекает" — в этом секрет фотографии, которая говорит не словами, а светом и тенью, не объясняет, а показывает невидимое в видимом.
И финальное: фотография — не ремесло захватывания реальности, а искусство превращения случайности в необходимость, хаоса — в гармонию, мгновения — в вечность.
Больше о фотографии на ТГ канале Территория Малышевой.