Реклама с 1 сентября 2025: как размещать без штрафов

"Что в имени тебе моем?"

В 2025 году в России вступили в силу значительные изменения в законодательстве о рекламе, которые в том числе затрагивают интернет-рекламу и правила налогообложения. Объясняю важные пункты на творческом.

"На непонятном языке."

Рекламой теперь может считаться практически все. Прошли те времена, когда блогеры “нативно” зазывали со своих страниц тратить наши денежки. Но это касается и недоблогеров, у которых есть аккаунт, но нет статысячпреданныхфолловеров. Бежать удалять всю информацию с сайта или соц.аккаунта о своих услугах? Скорее нет, чем да. Нужно пересмотреть и при необходимости переделать оформление сайта. И свое отношение к текстам в сториз и постах.

"Как звук ночной в лесу глухом."

По новому закону в России самореклама практике относится к контенту, который содержит признаки рекламы и размещен на площадках бизнеса. Да-да, твой сайт или страница в социальных сетях они самые и есть. И вот тут аккуратно – самореклама считается рекламой, если:

  • Привлекает внимание к товару, работе или услуге.
  • Формирует или поддерживает интерес к продукту или услуге.
  • Продвигает бизнес или его товар, работу или услугу на рынке.
  • Информирует о скидках и акциях.
  • Рассказывает о конкурсах и розыгрышах.

Не должно быть никаких приглашений к действию или явных рекламных формулировок типа “закажите сейчас”, “только два дня”, “приходи на лучшую в твоей жизни фотосессию” или “свяжитесь со мной для покупки” и т.д. Иначе необходима регистрация через операторов рекламных данных (ОРД) и уникальный идентификатор (ERID).

Примеры контента, который не считается рекламой (везде мысленно добавляй “без призыва”):

  • Посты, которые просто информируют о новинках, изменениях или событиях.
  • Справочно-информационные и аналитические материалы.
  • Социальная реклама без привязки к предпринимательской деятельности.
  • Интервью с экспертами без привязки к продукту
  • Информация о проводимых акциях и мероприятиях при размещении на собственных ресурсах (сайт, соцсеть).
  • Органическая выдача в поисковых системах (SEO), т.е. естественные результаты поиска при правильно оформленном сайте.
  • Контент, созданный пользователями без коммерческой цели: отзывы или рекомендации.

Пример.
Если ты постишь приглашение на бесплатный марафон (но мы-то знаем, это продажа курса) со ссылкой на регистрацию – это самореклама и ее надо маркировать.

Если выкладываешь отзывы о прошедшем марафоне и тебя спрашивают в личных сообщениях о следующем — не самореклама.
"Оно на памятном листке"

Кроме того, призывая писать, ты автоматически собираешь персональные данные, о чем нужно уведомить РКН. Любой сбор личной информации – через форму регистрации на сайте, "лист предзаписи" в соцсетях и т.д. подлежит уведомлению Роскомнадзора.

Форма простая: заполняешь на сайте РКН, указываешь, зачем и как хранишь данные, отправляешь и попадаешь в реестр операторов. Плюс — обязательно размещаешь на сайте политику конфиденциальности (пример шаблона в комментариях на канале).

Альтернатива: убрать форму с сайта, оставить кнопку на мессенджер и переводить клиента в ЛС. И, конечно, не собирать данные в социальных сетях.

"Произнеси его тоскуя."

С 1 сентября 2025 года реклама в Instagram, Facebook, Twitter (ныне X) и других запрещенных Роскомнадзором сетях запрещена. Это касается всех платформ, признанных экстремистскими или нежелательными в России. Нарушение закона грозит штрафами: до 500 000 рублей для юр.лиц и до 2 500 рублей для физ.лиц. Что считается и не считается рекламой написала выше.

"Но в день печали, в тишине."

Оплачивай новый рекламный сбор в размере 3% от доходов за размещение рекламы в интернете. Налог распространяется на все виды продвижения, включая саморекламу и рекламу, размещенную по бартеру. При бартере налог рассчитывается исходя из стоимости услуги или товара, предоставленного в обмен на размещение рекламы. Если реклама размещается на иностранных площадках, рекламодатель выступает налоговым агентом и также уплачивает сбор.

Пример:

Фотограф платит блогеру 15 000 ₽ за пост → блогер платит в бюджет 450 ₽ (3%).

Агентство получает 120 000 ₽ за рекламу компании, из них 60 000 ₽ — блогеру → агентство платит 3 600 ₽ (3%), блогер — 1 800 ₽ (3%)

Блогер по бартеру с фотографом рекламирует услугу за 15 000 ₽ → блогер платит 450 ₽ (3%)

Срок оплаты — до 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом. Например, сбор за второй квартал нужно оплатить до 5 сентября.

"Что в нем? Забытое давно."

Новые законы направлены на усиление регулирования рекламного рынка и борьбу с недобросовестными методами, но они также усложняют работу для рекламодателей и увеличивают их финансовую нагрузку на добросовестных плательщиков. И как следствие:

  • Увеличение расходов на рекламу из-за новых сборов
  • Снижение доступного пространства для коммерческой рекламы.
  • Ужесточение контроля за соблюдением законодательства

А это требует от тебя тщательной отчетности и соблюдения правил маркировки рекламы.
Больше о фотографии на ТГ канале Территория Малышевой.

Начать дискуссию