Саммари курса Георгия Пинхасова “Искусство фотографии”
Единственный российский фотограф в агентстве Magnum предлагает революционный подход к фотографии, противоречащий академическим стереотипам. Его философия строится на освобождении от технических предрассудков и доверии интуиции.
Техника и автоматизм
Пинхасов выступает за использование автоматических режимов, освобождая голову от технических знаний для концентрации на творчестве. Он призывает снимать много, не думая, поскольку главный тормоз — страх неудачного кадра. Современные зумы помогают медитировать и прощупывать пространство, находя узоры света и тени.
Паттерн и нарратив
Центральная концепция курса — разделение на паттерн (узор, форма, визуальная гармония) и нарратив (смысл, сюжет, информация). Паттерное восприятие — древнее, животное, непосредственное восприятие мира без слов и понятий. Фотография должна "дышать", и это видно на огромной скорости просмотра, когда нарратив не успевает включиться.
Пророк и священник
Пинхасов разделяет художников на "пророков" (создающих новое, смотрящих в небо) и "священников" (копирующих инструкции). Главная инструкция — отсутствие инструкций. Цель фотографа — войти в состояние дзен, где вегетативная реакция управляет съемкой.
Формирование вкуса
Систему ценностей можно собрать, изучая историю искусства от прерафаэлитов до Дали, от Брейгеля до Моранди. Важно развивать "глаз", а не "свиной глаз" — когда человек видит только нарративом. В музее нужно на скорости выбирать работы до включения рассудка, доверяясь животному восприятию.
Решающий момент
В фотографии нет композиции в классическом смысле — есть поиск единственной точки в пространстве, где кадр "задышал". Картье-Брессон находил место с атмосферой и снимал целую плёнку, пока не возникала неожиданность. Решающий момент обнаруживается позже при просмотре, а не фиксируется молниеносно.
Практика съемки
Два метода — шутинг (преследование цели) и фишинг (ожидание добычи в выбранной точке). Пинхасов держит камеру не у глаз, снимает покадрово при ожидании и сериями при фиксации неожиданных фаз. Отбор делается после “вылеживания” материала, на скорости и в разных размерах, чтобы видеть паттерн.
Главный совет
Выходить на улицу, доверяться рефлексам, снимать не размышляя, не бояться ошибок. Лучшие фотографии — случайности и неожиданности. Фотография — путь к наслаждению творчеством и самопознанию.
Больше о фотографии на ТГ канале Территория Малышевой.