Эффект интервала (Spacing effect)

Эффект интервала (Spacing effect)

вот здесь видеоверсия примерно того же, только чуть подробнее

суть эффекта

Информация запоминается лучше, если повторения распределены во времени, а не идут друг за другом в рамках одного урока.

Сегодня ввели и чуть-чуть отработали; завтра отработали ещё вот так; послезавтра - эдак; через два дня вывели в речь; через, например, месяц повторили.

почему работает: один

Desirable difficulties (целесообразные затруднения)

Если для извлечения информации нужно прикладывать усилие - она запоминается лучше. А вспомнить то, что было вчера, явно сложнее, чем то, что было 2 минуты назад.

Каждое усилие физически увеличивает нейронную цепочку, в которой находится наша новая информация. А чем цепочка больше, тем легче её в нужный момент найти.

Здесь же включается и эффект извлечения. Про него здесь.

почему работает: два

Сразу после изучения, ученик узнаёт, а не вспоминает.

Новая информация у него пока находится в рабочей памяти. И он может ею относительно легко оперировать. А вот на следующий день в рабочей памяти уже ничего не осталось. Нужную информацию приходится доставать из долгосрочной. А это и есть вспоминание. Оно усиливает запоминание.

почему работает: три

Реконструктивная память.
Каждое повторение ≈ "пересборка" нейронной цепочки

Сначала, скажем, слово + картинка. Потом слово в привычном контексте. Чуть позже слово в совсем другом контексте. Каждая эта встреча со словом изменяет нейронную цепочку и добавляет в неё больше точек входа.

Но если все эти встречи устроить в рамках одного урока, то все контексты не успевают полноценно усваиваться и смешиваются между собой. Конечно, это всё равно эффективно. Но с интервалом сработало бы ещё лучше.

почему работает: четыре

Эпизодическая память.
Разные контексты становятся якорями для памяти.

В чём был одет учитель, где находился ученик, чем в этот момент пахло, о чём ещё разговаривали до или после - всё это может создать ассоциации и помочь потом вспомнить весь эпизод жизни целиком. Чем больше разных эпизодов, в которых использовалась новая информация, тем больше шансов её вспомнить. А один длинный урок, как правило, считается одним эпизодом и добавляет только один шанс что-то вспомнить.

практическое применение

Эффект интервала почти не работает, если заниматься раз в неделю*. Два раза в неделю он работает прям слегка-слегка. От трёх раз в неделю уже точно приносит результаты. А при микрообучении без эффекта интервала не получится, даже если вы постараетесь ッ

* я не говорю, что нужно разогнать всех учеников, кто занимается раз в неделю. Кроме эффекта интервала есть и другие принципы, которые продолжают работать. Самый первый из них: лучше мало, чем ничего. Но именно эффект интервала при таком расписании не включается

© Кристина Крючкова | esl-materials.ru

Начать дискуссию