Бутиковый подход к поддержке стартапов: программа CYBER STAGE
Вчера мы анонсировали масштабный и очень важный проект — программу поддержки молодых ИБ‑компаний CyberStage. Расскажем, как и зачем будем помогать стартапам, а главное, чем эта программа отличается от других венчурных платформ.
CyberStage: что это?
CyberStage — это первая в России комплексная программа поддержки предпринимателей в области ИБ и смежных направлений. Наша цель — сделать так, чтобы на рынке появлялось много новых проектов, а главное, они эффективно развивались, росли до зрелой формы и достигали своих потенциальных заказчиков. До конца 2025 года мы планируем привлечь не менее 1,5 млрд рублей финансирования для ИБ‑проектов и вывести на рынок до 10 новых продуктов.
Программа включает традиционные форматы акселерации:
- специалисты «Солара» выступают в качестве менторов;
- даем доступ к нашим технологиями: поможем в тестировании разработок, чекапе, запуске пилота, дадим рекомендации по доработке;
- предлагаем ресурсную поддержку — обучение, помощь в упаковке продукта, содействие в привлечении венчурных инвестиций.
Но жемчужина программы — Advisory Board. Мы собрали комьюнити ИТ‑лидеров, на старте в него вошли CISO из «Тинькофф», VK, Московского кредитного банка, Московской биржи, разработчика облачных технологий «Базис». Для молодых проектов взаимодействие с такими крупными компаниями означает возможность начать работу с B2E, B2B и B2G сегментами.
Эта часть программы — наша гордость, ведь мы смогли собрать лучших, и сделали это отнюдь не ради красивой картинки и громких имен. Работа Advisory Board не будет номинальной — мы будем использовать проектный подход с конкретными сроками реализации и индивидуальными KPI в зависимости от задач каждого бизнеса.
Менторы программы — лидеры в своем деле с богатым практическим опытом, который поможет предпринимателям создать решающее конкурентное преимущество. Первая задача стартапа на этом пути — сформулировать запрос к экспертному комьюнити, и в этом CYBER STAGE тоже поможет. На 2024 год есть четкая цель — подготовить не менее пяти проектов к привлечению финансирования.
Если говорить в целом, то принципиальное отличие CYBER STAGE — бутиковый подход. Мы не предлагаем заготовленные методички и лучшие практики. Формат программы — долгосрочное сотрудничество стартапа и акселератора, её цель — ответить на конкретный запрос, который есть у предпринимателя, и поддержать проект на пути развития до относительно зрелой, «спокойной» стадии.
Кстати, название CYBER STAGE вдохновлено космической темой. Stages — это ступени ракеты, а в нашем случае — различные ресурсы и инструменты, которые мы предлагаем стартапу в зависимости от его ожиданий и устремлений.
В английском про легкие задачи говорят «It’s not rocket science». Про кибербез так не скажешь. Высокотехнологичная, интеллектуальная сфера, где риски обходятся дорого, и потому строго регулируются — она может казаться предпринимателям менее привлекательной, чем другие сегменты ИТ. Полететь на ракете опаснее и сложнее, чем на самолете, но космос — это мечта, и мы хотим сделать ее достижимой.
Подходит ли мой проект для CYBER STAGE?
Проект принимает заявки от компаний в сфере ИБ и смежных областей. Чтобы обратиться за поддержкой, нужно отвечать трем минимальным критериям.
- Ваш продукт решает задачи кибербеза или делает лучше существующие ИБ‑решения.
- Он на стадии прототипа и выше: реализованы основные функциональные возможности.
- У вас сформирована команда, распределены основные обязанности и зоны ответственности: продукт, продажи, финансы.
К заявке можно прикрепить презентацию для инвестора. Рекомендуем почитать на сайте программы подробнее о ее возможностях, чтобы определить для себя и правильно сформулировать, чего вы ожидаете от участия, какая поддержка вам нужна.
Когда станет понятно, кому и для чего участвовать в CYBER STAGE, может возникнуть следующий вопрос.
А вам это для чего?
Мы думаем про завтра и инвестируем в развитие отрасли. Молодые проекты — это новые идеи, новые технологии, здоровая конкуренция, отсутствие стагнации на рынке. Сегодня мы как будто запускаем мальков в пруд, в котором еще долго будем ловить рыбу.
В России 230 компаний ИБ-бизнесов.
В мире — 9 874.
В США — 3 231.
В Израиле — 469.
ИБ‑компаний в России менее 2,3% от всего количества в мире. Ориентируясь на опыт передовых в отношении опыта работы со стартапами государств и делая поправку на масштабы нашей страны, можно смело заявить, что ИБ‑проектов может быть в разы больше. По оценкам «Солара», ежегодно появляется 20–30 новых российских проектов (сюда относятся и стартапы, и продуктовые команды внутри крупных компаний).
Такими темпами и в сегодняшних условиях на достижение желаемых показателей по количеству ИБ‑компаний уйдут десятки лет. Это не на пользу никому из действующих игроков рынка, и мы работаем над тем, чтобы серьезно сократить этот срок. Можно сказать, что для нас это вопрос социальной ответственности.
Что мешает стартапам и инвесторам понять друг друга?
Чтобы ответить на этот вопрос, «Солар» провел исследование среди 84 предприятий —опросили сотрудников, отвечающих за выбор и внедрение кибербезопасности в своих организациях. Одной из главных проблем оказалось расхождение ожиданий и реальности.
В глазах бизнеса, стартап — это:
- компания не старше 3 лет;
- концептуально новый продукт или аналог со значимыми доработками на стадии MVP или рабочий прототип;
- не менее 5 клиентов.
В реальности средний стартап
- появился 3-4 года назад;
- только разрабатывает аналогом или модуль к существующим продуктам;
- только в половине случаев имеет больше двух клиентов.
35% компаний никогда не работало со стартапами и не имеет таких планов. Больше чем в половине случаев причина — нежелание вкладываться в неготовый продукт. Другие популярные барьеры к сотрудничеству — бизнес не готов быть «тестовым полигоном» для ПО (41%), опасается рисков безопасности (38%) и финансовой неустойчивости стартапов (38%).
У цифры выше есть и положительная сторона: большая часть рынка, а именно 65% компаний, открыта к взаимодействию с молодыми проектами. Но каким они видят это взаимодействие? 58% ответило, что это должно быть открытое обсуждение и обмен идеями, а также обратная связь о критичности решаемых проблем и корректности подхода. 40% готовы пилотировать решения в отдельной инфраструктуре, 27% — в своей собственной. Наконец, 29% готовы финансировать и приобретать стартапы.
Итак, ситуация несколько противоречивая. Большинство компаний видит потенциал молодых ИБ‑проектов в решении своих задач. В то же время, барьерами к сотрудничеству становятся именно те факторы, которые неотъемлемы от статуса стартапа: финансовая нестабильность и необходимость вложений, долгое ожидание релиза продукта, еще не сложившаяся репутация.
Задача CYBER STAGE в том числе состоит в том, чтобы эти противоречия разрешить. Программа должна стать точкой контакта между стартапами и крупным бизнесом, предоставив предпринимателям реальные инструменты для того, чтобы достичь стадии относительно зрелого проекта.