Глава набсовета Мосбиржи: «У нас были хорошие предпосылки быть пионерами [на рынке цифровых активов], а сегодня чувствуешь, что Белоруссия, Киргизия и Узбекистан на полкорпуса впереди»
Закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) приняли в России ещё в 2020 году.
Источник фото: «Ведомости»
- По мнению председателя наблюдательного совета Мосбиржи Сергея Швецова, Россия «сильно отстала» от «сопредельных» стран, хотя институционализировала рынок ЦФА раньше их.
- Среди причин — что регуляторы «погрязли в дискуссиях о том, как сделать качественно без количества». Но регулировать важно «опыт, а не будущее», потому что практика даёт возможность «выкристаллизовать качественные подходы», считает Швецов.
Это немножко обидно. У нас было хорошее преимущество, хорошие предпосылки быть пионерами, а сегодня приезжаешь в Белоруссию, Киргизию, Узбекистан и чувствуешь, что ребята на полкорпуса впереди нас. Российские граждане больше пользуются инфраструктурой этих стран, чем России. <...>
Мы сразу пытаемся без количества найти качество, потому что регулятор лучше знает, как надо, и мы не готовы дать рынку поэкспериментировать.
- Изначальная идея была такой: платформы реализуют блокчейн-технологии, а операторы обмена эти платформы объединяют. Но эта «парадигма рассыпалась»: операторы информсистем решили, что могут не подключать операторов обмена, если «не хочется», а платформы по выпуску ЦФА построили свои блокчейны, вместо того чтобы использовать открытые решения и «создать что-то одинаковое».
Мы имеем некий зоопарк. Как если бы каждый отрезок железной дороги принадлежал разным компаниям и все бы решили разную ширину рельсов взять. Вот такая у нас крутая конкуренция.
- Со Швецовым согласны председатель комиссии по ЦФА и проектному финансированию Торгово-промышленной палаты Олег Ушаков и руководитель целевой группы BRICS Payments & Fintech Андрей Михайлишин. Сам закон задумывался как прогрессивный, но задал «не очень логичные» рамки.
- Он предполагает «создание неограниченного числа никак не связанных платформ по выпуску» и «отрицает существование публичных блокчейнов, эмиссия в которых даёт международную интероперабельность». Не решён и вопрос, как законно купить криптовалюту в российской инфраструктуре.
- Единственный рублёвый стейблкоин — А7А5. Транзакции с ним проводятся через оператора «Токеон», входящего в группу ПСБ. В сентябре А7А5 признали ЦФА, так что российские импортёры и экспортеры смогут использовать его как средство платежа при трансграничных расчётах.
166 комментариев