Маркетинг будущего с точки зрения авторов 6 сезона «Черного зеркала»
К сериалу «Черное зеркало» привыкли относиться как к предсказателю того, что нас ждет в самое ближайшее время в сфере высоких технологий. Годы показали, что во многом авторы не ошиблись, поэтому и от нового сезона надеялись получить новую порцию пока что фантастических, но все-таки пророчеств. Спустя почти 10 дней с момента выхода (15 июня) многие не скрывают разочарования, а интернет наполнен рейтингами самых худших эпизодов сезона и тому подобными высказываниями. Не знаю, как там в остальных направлениях, но рискнем предположить, что маркетологам тут есть на что обратить внимание.
Винтаж эмоционально «привязывает»
Звезды появляются в платьях прошлых эпох, интерес к старым вещам растет, блошиные рынки никуда не уходят, а в сериалах достаточно вспомнить атмосферу «Почему женщины убивают», чтобы признать: стиль прошлого не отпускает. В «Черном зеркале» мы попадем и в 1969 в эпизоде «За морем», и в 1979 («Демон 79»), и в 2006 («Мэйзи Дэй»), который хоть и рядом, но после всех событий последних лет кажется другим веком. Авторы сериала констатируют: нам нравится атмосфера прошлого, мы до сих пор слушаем ту музыку и окружаем себя теми предметами. И не зря Кейт Миддлтон приходит в жакете из студенческих лет, Риана – в пальто из середины 90-х, а Амаль Клуни – аж из середины 60-х.
Мы же можем вспомнить черно-белые ролики ФСК или незамысловатые истории «Самолета» о том, что раньше было лучше, и подумать над тем, как атмосфера прошлого без технологий и гаджетов привлекает современных потребителей.
Персонализация может задеть что-то очень личное
Сегодня много говорится о персонализированном подходе в рекламе, а чем может обернуться такое внимание к каждому, его внутреннему миру и семейным корням мы видим сразу в двух эпизодах – «Джоан ужасна» и «Лох-Генри». Хотели внимания к своей персоне, мечтали раскрыть громкое преступление из прошлого, получите все неожиданные побочные явления. Маркетинговые инструменты изучат все ваши привычки, составят карту каждого клиента, однако не стоит исключать того, что в эту карту попадет информация, которую клиент или не знает, или тщательно скрывает. Это не предсказание, это пока что предупреждение…
Сообщение должно быть отвратительным
Как объясняется выбор названия в эпизоде «Джоан ужасна» (хотя, так в русском переводе теряется часть смысла, который может передать вариант «Джона хуже всех») ? «Мы пробовали создавать, в том числе, более жизнеутверждающий контент, но он не находил никакого отклика у фокус-групп. Зато, когда мы делаем акцент на каких-то отрицательных человеческих чертах: на нерешительности, эгоизме, малодушии – это дает толчок их внутренним страхам и приводит их в ужас. Они, слово загипнотизированные, не могут оторвать глаз от экрана – это и есть вовлечение». Все это звучит как призыв к действию, как отличный сценарий будущей маркетинговой кампании. Усугубляется эта мысль в эпизоде «Мэйзи Дэй». Пропускаем стремление всех заглядывать в замочные скважины и желание большинства узнать что-то о жизни звезд, убираем жажду заработать на «жареном» и не обращаем внимание на шакальи выходки папарацци, и получаем историю о том, как нет ничего лучше кадра, запечатлевшего самоубийство звезды.
Многие еще помнят, какой скандал был вокруг фотографий принцессы Дианы, сделанных в первые минуты после смертельной аварии…
Простота пугает внезапно
Есть в сериале и новый взгляд на привычные аватары, которые в виде андроидов действуют на Земле, пока их хозяева обитают на космической станции в эпизоде «За морем». Нет, здесь не будет бунта машин, а просто реализуется древнейший сценарий, где есть любовь, сострадание, соперничество, месть. Многие, кстати, уже называют эту историю самой лучшей в шестом сезоне. И это еще один неожиданный поворот от авторов «Черного зеркала»: мы привыкли предсказывать проблемы от машин, однако совсем забыли, что люди вокруг своими поступками могут вызвать куда большие трагедии. Теперь проблема уже в обычном поведении обычного человека, который вдруг проявляет средневековую жестокость, что мы видим из сводок новостей и на простоту и обыденность чего надо учитывать в своих стратегиях. А пока есть время перечитать греческие трагедии или что-нибудь из Шекспира, чтобы припомнить, как там «просто» решаются все проблемы…
Не стоит игнорировать медийный фон
Эпизод «Демон 79» в деталях передает специфическую атмосферу конца 70-х – начала 80-х годов, когда на Западе реально готовились к ядерной войне (аналогичный мотив прописан и в «Очень странных делах») . Постоянные удручающие новости по телевизору и даже легендарная песня «Rasputin» формируют у героини определенное отношение к миру, внушают ей страх перед будущим, делая в результате ее послушным оружием в руках Демона. Вывод для нас: не стоит игнорировать информационный фон, если собираемся работать с аудиторией. Он может нравиться, вызывать отвращение, казаться примитивным, но он есть, и он детерминирует поведение людей, на которых тот или иной бренд планирует запустить новую кампанию.
И все-таки хочется победы добра
Положительный исход истории Джоан выбивается из всех ожиданий. «Черное зеркало» позволяет победить добру, пробует новый формат, прогнулось под социологию? В любом случае это явный намек на то, что даже здесь нам хочется стать свидетелями поражения зла: люди устали от тяжелых новостей и хотят встретить хоть на экране счастливые лица победивших положительных персонажей. С точки зрения рекламы, маркетинга и продвижения такой подход очевиден. Но уже если о нем заговорили в «Черном зеркале», то, возможно, стоит подумать над тем, как победу добра сделать еще более логичной и очевидной.