10 историй стартапов: от идеи к успеху
Интернет переполнен историями успеха. Некоторые из этих рассказов о создании «уникальной компании с невероятно крутым продуктом» отдают приторно-сладким оттенком помощи, с явным намеком на то, что основателя компании финансово поддерживали богатые родители. Другие — раздражающими, как, например, истории «успешного» успеха 18-летних «бизнес-магнатов». Однако самыми интересными, поучительными и, что особенно важно, мотивирующими историями успеха являются те, в которых основатель стартапа сначала столкнулся с казалось бы катастрофической неудачей, но вместо того, чтобы опустить руки, он продолжил борьбу и в итоге добился настоящего успеха.
Недавно я обнаружил интересную подборку реальных историй успеха компаний, которые сейчас на слуху у всех: эти случаи могут послужить источником вдохновения для предпринимателей, особенно когда дела идут не так, как хотелось бы.
История № 1
Полковнику Сандерсу было 65 лет, он был на мели, у него был только маленький дом и старый автомобиль. Однако он решил, что все должно измениться. Его друзьям очень нравился его рецепт курицы. Это была его уникальная идея, и он решил воплотить ее в жизнь.
Он уехал из Кентукки и стал ездить по разным американским штатам, пытаясь продать свою идею. Он говорил владельцам ресторанов, что у него есть рецепт курицы, который нравится всем, и он готов отдать его им бесплатно, в обмен на небольшой процент от проданного товара. Он получал отказ за отказом, но не сдавался.
Он получил 1009 «нет», прежде чем ему пришло первое «да». С этим «да» полковник Хартланд Сандерс изменил мировые традиции в области общепита, открыв ресторан Kentucky Fried Chicken, широко известный как KFC.
История № 2
Основатели Angry Birds, разработчики мобильных игр из компании Rovio, за шесть лет своего существования создали 51 игру, но компания по-прежнему находилась на грани банкротства. Несмотря на это, основатели Rovio не остановились и попытались в 52-й раз. Они создали игру, в которой можно было стрелять птицами из катапульты, ставшую известной во всем мире как Angry Birds.
Сегодня в Rovio работает более 500 сотрудников, а в их игры играет более миллиарда человек. Среди партнеров: Star Wars, NASA и даже правительство Китая.
Никогда не сдавайтесь!
История № 3
Khan Academy — некоммерческая образовательная организация с интересной историей основания. Салман Хан, работавший финансовым аналитиком в 2004 году после получения степеней MIT и MBA в Гарварде, начал дистанционно обучать свою двоюродную сестру Надю из Луизианы, у которой были проблемы с математикой. Затем о возможности бесплатного репетиторства узнали остальные члены семьи, и к занятиям стали подключаться другие родственники. Желающих стало слишком много, и тогда один из друзей предложил снимать уроки на видео, выкладывать их на YouTube и предоставлять членам семьи возможность просматривать их в любое удобное для них время. Слухи о том, что в свободном доступе есть учебники по базовой математике, распространились очень быстро. Хан стал замечать, что под его видео появляются хвалебные комментарии. А затем стали приходить и письма.
Академия Хана начинала с создания видеороликов, посвященных обучению математике. С тех пор организация наняла больше сотрудников и загрузила материалы по другим предметам, включая историю, бизнес, науку, искусство и информатику. Концепция обучения проста: сначала нужно посмотреть видео, в котором Хан объясняет изучаемую тему, а затем — пройти онлайн-тесты.
По состоянию на 2015 год было создано более 5 000 учебных материалов по различным темам. В компании есть специалисты по контенту, которые работают с преподавателями над созданием новых обучающих программ.
Не делайте работу ради денег, и она принесет вам прибыль.
История № 4
Reddit часто называют «первой страницей Интернета», поскольку на сайте пользователи сами создают контент. Аудитория платформы составляет более 800 миллионов уникальных пользователей. Но в самом начале ее деятельности, в 2005 году, дела шли не так хорошо: пользователей было слишком мало, для того, чтобы сайт мог стать ценным ресурсом в Интернете. Поэтому основатели проекта Стив Хаффман и Алексис Оганян создали множество фейковых аккаунтов и размещали с них ссылки, комментировали собственные посты и изображения, чтобы продемонстрировать активность на портале.
По словам Стива Хаффмана, стратегия «притворяйся, пока не получится» полностью себя окупила. Через несколько месяцев необходимость публиковать новости с подставных аккаунтов исчезла, трафик вырос, а реальные пользователи начали проявлять активность.
История № 5
Blogger — это платформа для создания и оформления блогов. Она была основана в 1999 году Эваном Уильямсом. Со временем Blogger привлек внимание пользователей и инвестиции, и Уильямс нанял штат сотрудников для развития компании. Проблемы у Blogger возникли во время экономического кризиса 2000 года. Для решения проблем не было другого выхода, кроме как уволить всех сотрудников. Тем не менее Эван продолжал работать в одиночку, и через 3 года компания Google купила Blogger за миллионы долларов.
Пример Blogger показывает нам, что не стоит сдаваться, несмотря ни на какие трудности.
История № 6
Estee Lauder Companies Inc — компания, выпускающая премиальные средства по уходу за кожей, косметику, парфюмерию и продукцию по уходу за волосами. Компания была названа по имени ее основательницы Эсте Лаудер.
В 1946 году Эсте и ее муж основали в Нью-Йорке фабрику по производству духов. Поначалу это был не слишком успешный бизнес: магазины и салоны не заключали с ними договоров о поставках. И вот однажды Эсте зашла в большой магазин косметики в Нью-Йорке и как бы случайно уронила флакон своих духов. Он разбился, а посетители заинтересовались этим ароматом. Поэтому магазин был вынужден заключить договор с Эсте.
Используйте любую возможность, чтобы показать свой товар.
История № 7
Основательницы компании Emi Jay, Эмили Мэтсон и Джулианна Голдмарк, в 14 лет начали создавать аксессуары для волос из лент и ободков. Сначала они создавали украшения просто для развлечения. По счастливой случайности мама Эмили пользовалась услугами того же парикмахера, что и Дженнифер Энистон, звезда сериала "Друзья". Однажды на одно торжественное мероприятие Дженнифер Энистон надела аксессуар, сделанный девочками, и популярный модный портал Marie Claire заметил это. Так было положено начало компании Emi Jay. Объем продаж аксессуаров уже достиг 10 миллионов долларов.
Иногда удача имеет решающее значение для стартапов.
История № 8
Гениальный менеджер Гэри Росс Дал сделал состояние, продавая «Pet Rock» (камень-питомец). По сути, это был нечестный бизнес и, одновременно возможно, лучший маркетинговый подход!
Идея продавать камни пришла к Гари Далу, когда он слушал, как его друзья рассказывают об уходе за домашними животными: собаку нужно выгуливать каждый день, попугай очень громко кричит по утрам, а после рыбок нужно чистить аквариум.
Поэтому он купил камни на мексиканском пляже по 1 центу за штуку в хозяйственном магазине. Он сделал специальную коробку для своего нового питомца и подарил каждому покупателю маленькую книжку об уходе за камнями. Камни появились в продаже в канун Рождества 1975 года, и за два месяца было продано 1,5 миллиона камней!
Для тех, кто хочет поднять свой бизнес, Гари Дал дал несколько советов в своей книге «Реклама для чайников».
История № 9
Основатель популярной в США сети ресторанов TGI Friday's Алан Стиллман не тратил деньги на маркетинг. Несмотря на это, в его ресторанах всегда было много людей. Как ему это удавалось?
В честь открытия каждого нового ресторана он устраивал вечеринку только для парикмахеров. Они ели вкусную еду, пили напитки и веселились за счет владельца. На следующий день парикмахеры шли на работу в приподнятом настроении.
Как известно, парикмахеры очень любят общаться со своими клиентами, поэтому весь город очень быстро узнал о новом ресторане, где можно прекрасно провести время.
Довольные клиенты — лучшая реклама.
История № 10
Самой популярной и самой продаваемой книгой (после Библии) является Книга рекордов Гиннесса. На самом деле именно реклама, которую создал управляющий директор пивоварни «Гиннес» Хью Бивер, принесла самый большой эффект.
В 1954 году во время ужина, организованного компанией «Wexford» для охотников, Хью Бивер спорил с одним из гостей о том, какая птица быстрее: ржанка или тетерев. И вдруг в голову Бивера пришла одна мысль! Ведь подобные дискуссии за бокалом пива ведутся по всему миру. И он решил создать книгу, состоящую из официально подтвержденных рекордов в различных областях.
Год ушел на исследовательскую работу, и в августе 1955 года книга была готова. Книга рекордов Гиннесса стала бестселлером еще до Рождества в Великобритании и принесла хорошую прибыль пивоварне.
Ознакомиться с оригинальным материалом можно по этой ссылке: https://blog.innmind.com/10-startup-stories-from-idea-to-success/