Обязанности работодателя по БДД на предприятии в 2025

«Водитель» — это не про должность

Большинство руководителей и HR-специалистов уверены: если в штате нет сотрудника с должностью «водитель», то и требования по безопасности дорожного движения (БДД) к компании не относятся.
Это опасное заблуждение.

Согласно судебной практике и разъяснениям Минтранса, водителем считается любое лицо, управляющее транспортным средством в служебных целях — будь то курьер на служебной «Газели», менеджер на личном автомобиле или директор, едущий на встречу с инвестором.И если с этим сотрудником произойдёт ДТП, а вы не провели положенные инструктажи — штраф ляжет на организацию, а не на водителя.

Кто попадает под требования по БДД? (Даже если вы думаете, что «не попадаете»)

Согласно Федеральному закону №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказу Минтранса №145 от 30.04.2021, обязанности по обучению водителей распространяются на:
✅ Юридические лица и ИП, осуществляющие:
Коммерческие перевозки (по договору);
Перевозки для собственных нужд грузовиками (масса > 3,5 т) или автобусами;
Деятельность по перевозке пассажиров легковым такси (при наличии разрешения).
❗ Важно: Если в вашей компании есть хотя бы один грузовик или автобус, то все сотрудники, управляющие ТС в служебных целях (даже на личных легковушках!), подпадают под требования.
🚫 Не обязаны только те, кто использует исключительно легковые автомобили для собственных нужд и не имеет в парке грузовиков/автобусов.

4 вида инструктажей, которые спасут от штрафов

Отсутствие единого нормативного акта (в отличие от охраны труда) вводит в заблуждение. Но требования чётко прописаны в Приказе Минтранса №145:

1. Вводный инструктаж

Проводится при приёме на работу. Обязательно включает:
Структуру парка ТС;
Виды перевозок;
Порядок предрейсового медосмотра и техосмотра;
Действия при ДТП.
2. Предрейсовый инструктаж

Перед каждым новым маршрутом. Если водитель ежедневно ездит по одному и тому же маршруту (Москва → Солнечногорск) — достаточно одного раза.
Но если маршрут меняется (например, на Санкт-Петербург) — обязательно повторить.
Содержание:
Опасные участки дороги;
Погодные условия;
Пункты отдыха, СТО, ГИБДД.
3. Сезонный инструктаж
Проводится 2 раза в год:
Весной/летом (апрель–май): распутица, перегрев;
Осенью/зимой (октябрь–ноябрь): гололёд, туман, снегопад.

4. Специальный инструктаж

При:
Изменении законодательства;
Угрозе ЧС или терактов (например, направление в Белгородскую область);
Изменении дорожной обстановки.

Кто может проводить инструктажи?

Закон не называет конкретную должность, но проверяющие органы требуют, чтобы инструктаж проводил специалист по БДД, соответствующий квалификационным требованиям (Приказ Минтранса №282):
Профильное образование (среднее профессиональное или выше по направлению «Наземный транспорт»);
Подтверждённая квалификация (аттестация в Госавтодорнадзоре).
💡 Совет: Назначьте ответственного приказом и убедитесь, что у него есть подтверждающие документы.

Как оформить всё правильно? (Чтобы не «отбивались» в суде)

Даже если инструктаж проведён — без документов он «не существует» для контролёров.
Обязательные документы:
Приказ о назначении ответственного за БДД;
Программы/инструкции по каждому виду инструктажа;
Журналы учёта с обязательными реквизитами:
Дата и вид инструктажа;
ФИО инструктирующего и водителя;
Тема;
Подписи обеих сторон.

Профессиональный отбор и испытание при приёме

Согласно ТК РФ (ст. 328) и Приказу Минтранса №264, при приёме водителя необходимо:
Проверить документы:
Водительское удостоверение (соответствующая категория);
Диплом об образовании;
Трудовая книжка (подтверждение стажа).
Провести испытание (стажировку) под руководством водителя-наставника, который:
Не совершал ДТП по своей вине за последний год;
Имеет стаж:
≥5 лет — для автобусов;
≥3 лет — для такси и грузовиков.
❗ Проблема: В малом бизнесе часто только один водитель.
Решение: Заключите договор со сторонней организацией для проведения стажировки.

Повышение квалификации: обязательно или нет?

Здесь путаница. Письмо Минтранса от 12.03.2020 говорит об обязательности только для международных перевозок и опасных грузов.
НО — ФЗ №196-ФЗ (ст. 20, п. 2) обязывает всех юрлиц и ИП с ТС создавать условия для повышения квалификации.
🔍 Практика: Ространснадзор требует ежегодное обучение.
✅ Рекомендация: Проводите раз в год, оформляйте приказ, программу, журнал и протокол экзамена

Топ-3 ошибки, за которые штрафуют

Не проводят инструктажи для сотрудников на личных авто (если в компании есть грузовики).
Пропускают испытание при приёме.
Назначают наставника без стажа или с ДТП.
Ответственность по ст. 12.31.1 КоАП РФ:
Должностные лица: 20 000–100 000 ₽;
Юрлица: до 300 000 ₽ + запрет на допуск к работе.

Скачайте шаблоны и образцы документов по БДДД в Телеграм

Начать дискуссию