Виды образовательных лицензий
Перед тем как оформить образовательную лицензию, нужно разобраться в том, какие есть виды разрешительного документа. Ошибочно было бы полагать, что дело касается только территориального аспекта. Суть в том, что получать нужно не только образовательную лицензию на филиал, например, открываемый в соседнем городе, но и разрешения на каждый вид работы в сфере просвещения и образования. Но есть исключения.
Обо всех важных моментах от лица компании «Центрконсалт» рассказываем далее.
Распространенные виды и подвиды образовательной лицензии
Виды лицензий на образовательные услуги можно классифицировать по критериям «дочернее или родительское предприятие» и «подвиды дополнительного образования».
Вот какие виды образовательных лицензий чаще всего запрашивают наши клиенты:
- Основное разрешение. Речь о получении специального разрешения на ведение соответствующей учебной деятельности в сфере оказания услуг для родительской организации, то есть для основной;
- Лицензия для ведения образовательной деятельности на базе дочернего филиала. Речь о ситуации, когда планируется открытие дополнительной организации, скажем, в другой области или в соседнем городе.
С учетом подвидов отдельных направлений дополнительного образования можно выделить ситуации, когда объективно требуется лицензирование:
- Начального и основного, среднего общего образования;
- Дополнительного либо начального, а также среднего профессионального;
- Учреждений высшего образования;
- Курсов и организаций, их предлагающих, если предусмотрены обучающие программы.
Представлены лишь примеры. Виды образовательных лицензий на дополнительное образование и основное в общем смысле едины, меняется мало факторов. И все-таки отличия имеют место.
Виды лицензий на образовательные услуги
Любой заявитель в статусе индивидуального предпринимателя или юридического лица, соответствующий требованиям, предъявляемым к соискателям, может инициировать лицензирование:
- Образовательной работы с дошкольниками;
- В сфере общего, среднего и высшего образования;
- Профессионального обучения или переподготовки специалистов;
- Дополнительного обучения детей, взрослых.
Особо следует отметить категории профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Здесь важно для успешного лицензирования наличие специализированных программ. Общие, справедливые для случая со средним образованием, например, не подойдут.
Узнать больше о видах образовательной лицензии и требованиях к соискателям вы можете на консультации со специалистами.
Как понять, что лицензирование не является необходимым
Есть ряд категорий учреждений и организаций, не нуждающихся в получении специального разрешения. Это:
- Субъекты, проводящие разовые занятия. Примерами можно считать консультации и лекции, а также разные семинары, в том числе научные и посвященные вопросам образования;
- Лица, реализующие обучение пожарно-техническому минимуму;
- Резиденты «Сколково». В их отношении потребность в лицензировании исключена по причине расширенных преференций участников парка.
Также не требуется лицензия, если образовательной работой занят индивидуальный предприниматель, действующий без сотрудников, то есть не имеющий постоянного штата. Предполагается, что ИП в данной ситуации преподает самостоятельно.
Дополнительный случай, когда проходить лицензирование не нужно, представлен сценарием, в котором организация или предприниматель не выдают сертификаты, иные документы, подтверждающие прохождение обучения. Не понадобится лицензия и в случае, если образовательные услуги оказываются без привязки к конкретной учебной программе.
Не требуются разрешительные документы:
- Компаниям и частным специалистам, которые специализируются на оказании услуг консультационного характера. Пример – консультирование родителей по вопросам общей и дополнительной подготовки дошкольников или детей школьного возраста;
- Субъектам, занятым в сфере репетиторства. В законах нет ни одного указания на то, что частные или действующие организованно репетиторы должны лицензировать собственную работу. Их деятельность законодательно не приравнена к категории образовательных услуг.
Во всех остальных представленных в виде примеров ситуациях пройти лицензирование и оформить соответствующий разрешительный документ придется. Без дополнительных исключений и оговорок.
Главный критерий исключения потребности в лицензировании – отсутствие признаков образовательной работы.