Лайфхаки личного бренда для тех, кто в найме
Представьте — я подошла к вам на конференции и предлагаю познакомиться. В деловых целях, разумеется.У вас есть две секунды, чтобы сориентироваться и представиться, ведь я уже протянула вам руку. Что вы скажете? Как себя назовёте?
Если вы «PHP-разработчик Саша» или «Даша, middle продуктовый дизайнер» — у меня для вас плохие новости. Вы плаваете в алом океане высокой конкуренции на рынке труда.
Ваша зарплата всегда будет, в лучшем случае, в средних показателях по рынку. А на собеседованиях вы часто будете слышать фразу «вы классный чувак, но мы сделали оффер другому». Потому что PHP-разработчиков и миддлов-продуктовых дизайнеров на рынке пруд пруди. И вы лишь один из них.
Но есть другой путь — зарабатывать по верхней границе или даже выше рынка. Самому рассматривать предложения по работе, а не откликаться на вакансии по часу-два в день.
А главное, не терзать себя мучительными размышлениями о том, что вы ещё пока недостойны крутой работы, что вы не знаете того, этого и ещё вон того, а значит, и претендовать пока особо не на что. И не терять способности внятно говорить, когда на собеседовании вас спрашивают про зарплату.
Решение есть. И оно называется «личный бренд». О нём и пойдёт речь.
Над личным брендом важно работать, неважно, джуниор вы или лид. Он даёт вам широкие возможности в любой «весовой категории».
Сейчас расскажу:
- Что это вообще такое;
- Какие преимущества он даёт;
- Как осознанно подойти к делу и выстроить сильный личный бренд.
Присаживайтесь поудобнее, начинаем.
Личный бренд, что это?
Задача личного бренда — сделать так, чтобы о ваших выдающихся качествах знали все вокруг. И отзывались о вас буквально дословно одинаково. Теми словами, которыми нужно вам.
Все постоянно произносят слова «личный бренд», «проявленность» и прочее, но давайте убедимся, что все понимают этот термин одинаково.
Любой бренд — это совокупность преимуществ и выгод, которые ассоциируются у аудитории с каким-то продуктом или компанией. Это некий образ в голове людей, привлекательный и сулящий бенефиты.
Это справедливо и для личного бренда. Это ваш образ, который вы должны формировать в сознании вашей аудитории (будь то клиенты или работодатели).
Если вы хорошо работаете, не пропускаете дедлайны, проявляете инициативу и вообще классный чувак — у вас ещё нет личного бренда. У вас есть репутация. Причём только в рамках вашей компании.
Задача личного бренда — сделать так, чтобы о ваших выдающихся качествах знали все вокруг. И отзывались о вас буквально дословно одинаково. Теми словами, которыми нужно вам. Для этого бренд нужно транслировать, целенаправленно и осознанно.
Сам себя не похвалишь — никто не похвалит. Это первый и основной принцип построения личного бренда.
Какие преимущества это даёт в найме?
Вы заметно выделяетесь среди других
Значит, при прочих равных, предпочтение отдадут именно вам. Потому что вы чётко знаете, чего хотите, и смело заявляете об этом.
Я встречала способных специалистов, которые начинают что-то тихо мямлить, когда их спрашивают — чего вы ждёте от компании и сколько денег хотите?
И если человек хардово силён, но отвечает общими и бессмысленными фразами типа «интересные задачи», «хорошая команда», «возможность роста» — это повод задуматься о его мотивации.
Если параллельно с ним я собеседую другого, который отвечает на эти вопросы чётко и конкретно, с высокой долей вероятности я отдам предпочтение ему.
Ну а если вы осознанно строите личный бренд — то, вероятнее всего, вы сделали или сказали на собеседовании что-то такое, что запомнилось и впечатлило HR или нанимающего менеджера. Например, был у меня как-то на собеседовании душный в самом хорошем смысле дизайнер. Он пришёл на скрининг с презентацией и тупо предвосхитил почти все мои вопросы.
К сожалению, это был джуниор, а искали мы миддла. Но когда я буду нанимать джуна, о нём я вспомню в первую очередь и пойду хантить. Был бы миддлом — наняла бы не глядя. Потому что специалист, не говоря об этом словами, донёс до меня свой подход к работе. Именно тот, который мне и нужен.
Лучшие компании и проекты
лично для вас. То, что для одних сродни наказанию, для других — мечта всей карьеры.
Когда-то я ушла из крупной компании с относительно зрелыми процессами и приличным запасом финансового резерва. Короче, из стабильного места. Ушла потому, потому что не вынесла бюрократии и попустительства — меня не устраивает, что большое количество людей ничего не делает. Грубо говоря, перекладывает бумажки, а бизнес это спускает с рук. Любит всех сотрудников безусловно, будто это их дети. И неважно, что некоторые откровенно несут убытки своей работой. Точнее, неработой.
Мне же нужны «молодые и амбициозные» компании, в которых требуется работать в высоком темпе и проявлять инициативу «снизу вверх».
При этом для большинства моих бывших коллег это ночной кошмар.
То есть, компания была нормальной — там сложные интересные проекты, стабильная рыночная зарплата. Но всё равно, для меня это оказалось «не то пальто». Не соответствуют ценности, разный подход к работе и разное видение будущего компании и продуктов.
За время работы там я впервые занялась развитием личного бренда. И теперь я работаю в компании, которая полностью отвечает моим ценностям, стилю работы и целям.
Ну и вдобавок к этому, я встретила людей, схожих со мной. Я обрела новое профессиональное окружение, которое развивает меня и развивается вместе со мной, а не тянет на дно.
Когда я ищу работу, я получаю очень много отказов. И это хорошо. Потому что я открыто заявляю о том, что для меня критически важно и на что я хочу влиять в компании. И если компания не соответствует моим ожиданиям, если мы не сходимся в подходе к работе и взглядах на мою роль, они не станут со мной работать. И правильно, иначе это станет мучением для обеих сторон. Я буду тщетно пытаться исправить то, что мне не нравится, а они будут усердно сопротивляться.
Если свои требования чётко не высказывать — офферов будет больше, но и потраченного впустую времени на компанию, где мне не нравится, а значит, и строчек в резюме — соответственно, тоже будет больше. Все мы знаем, что бывает, если вы «удобный» и чем это заканчивается.
«Почему так дорого?»
У вас больше никто не спросит. Если вы транслируете свой личный бренд — к тому моменту, когда HR спросит «сколько, по-вашему, стоит ваша работа?» он уже будет знать, из чего эта стоимость сложилась.
Он уже видел ваши статьи, выступления, видео, соцсети (если вы на последнем этапе найма). Знает, в чём ваша суперсила, оценил харды и софты. И даже ваше мировоззрение, если вы не забыли транслировать и свою личность тоже. А значит, уже знает, что culture fit тоже случился.
Да даже если HR вам попался ленивый и ничего из этого не видел, вы сами уже умеете чётко формулировать и доносить свою ценность, потому что не раз проделали это на открытых площадках.
Как строить личный бренд?
Полноценная стратегия для личного бренда — это объёмный труд.
Сейчас я дам минимальный набор действий. Как за 20% усилий получить 80% результата.
Ответьте себе на вопрос — какой вы?
Лучше всего выписать все эпитеты, которые придут в голову. Только, пожалуйста, не копируйте никого, а будьте честны и отберите те, которые характеризуют лично вас.
Кстати, негативные черты характера тоже формируют личный бренд. Мне часто говорят, что я категорична и прямолинейна. И далеко не все отмечают эти качества в позитивном контексте. Но именно это и помогает мне в работе, это позволяет мне обращать внимание коллег и руководства внимание на проблемы и уверенно предлагать решения.
Проанализируйте весь свой опыт, свои достижения, свои сильные стороны и навыки. Чем больше вы выпишете и будете держать перед глазами, тем проще будет выполнить следующие пункты.
Соберите из этого своё позиционирование.
Это и будет то, как вы представитесь мне (и любому другому человеку) на конференции.
Не просто «Я Даша, миддл продуктовый дизайнер». А, например:
Я продуктовый дизайнер в B2B SaaS, обожаю делать высоконагруженные системы простыми и понятными.
Или:
Я миддл продуктовый дизайнер, который может быстро построить продукт и вывести его на рынок. Веду свой блог о том, как развивать компетенции в дизайне.
Как минимум, это даст больше представления о вас и сформирует определённый образ у собеседника. Как максимум, это возможность для эффективного нетворкинга:
- Вау, а с какими B2B продуктами ты уже работала? Как раз ищу такого специалиста в команду — кто знает, вдруг ты та самая, давай пообщаемся!
- Ого, а дай ссылку на блог, интересно будет почитать. Кстати, вот мой телеграм-канал, подписывайся тоже.
Я обычно рекомендую сформулировать три варианта позиционирования: на пять секунд, тридцать и минуту.
В зависимости от ситуации, можно дать о себе разное количество информации. Если вы на конференции, где все знакомятся со всеми и постоянно «отваливаются», важно удержать внимание как можно быстрее.
А если вы оказались в небольшой новой компании, где всего пять-десять участников, уместно занять больше времени и рассказать о себе подробнее.
Оцифруйте свою ценность и свои ценности
Меня не нанимают те, кому нужные «красивенькие» продукты, поражающие воображение. UI — одна из моих самых слабых сторон.
Что важно для вас в работе? А что неприемлемо? Какую ценность вы даёте компании? А в чём ваша суперсила?
Моя, например, в умении мыслить стратегически и критически. Мышление — мой главный инструмент. Я вижу большую картину, долгосрочные перспективы, умею видеть риски и драйверы роста.
Меня не нанимают те, кому нужные «красивенькие» продукты, поражающие воображение. UI — одна из моих самых слабых сторон.
Меня нанимают те, кому важно расти быстро и принимать эффективные решения. Я умею исследовать, анализировать, делать сложное простым и формировать планы.
А для чего наймут вас?
Программа максимум — поисследовать аудиторию. Если у вас есть в хороших знакомых или даже друзьях HR-ы и нанимающие менеджеры (любой роли), можно изучить их опыт. Что они хотят видеть в кандидатах, с какими проблемами сталкиваются в найме.
Если вы будете избавлять их от проблем и отвечать их ожиданиям, вы точно выиграете среди конкурентов.
Создайте персонажа
Это не значит притворяться кем-то. Это значит, создать чётко зафиксированный набор качеств, который вы будете транслировать.
Создать персонажа или субличность нужно для того, чтобы дальше понимать, о чём рассказывать, как общаться, какими словами. Это всё важно. Важна конгруэнтность — соответствие внутреннего внешнему.
Я по-здоровому агрессивная личность с маскулинными чертами характера. И никого не смутит, если на совещании с парнями-разработчиками я начну материться. Но зато в значительной степени удивит, если однажды я приду на работу в розовом платье в горошек. Мой образ разрушится в одну секунду. Да ещё и выглядеть будет фальшиво.
И наоборот, если девушка мягкая, скромная, даже домашняя — от неё будет довольно странно услышать отборный мат при попытке вписаться в команду. Или, например, увидеть, как во время встречи она стоит и курит на балконе, стряхивая пепел в жестяную банку из-под кофе. А кому-то это пойдёт на пользу. Таким персонажам, как я, например 😅
Будьте собой, но контролируйте, что видят и слышат от вас в профессиональной среде. Демонстрируйте только то, что представит вас в самом выгодном свете и создать целостный образ.
И это не значит, что вам нельзя признаваться в ошибках или слабостях. Наоборот — идеальные персонажи никому неинтересны даже в кино. Что уж говорить про жизнь. Так что не стесняйтесь делиться факапами. Важно, что вы проанализировали их и сделали выводы. Это восхищает и вдохновляет.
Пропишите, как и что ваш «деловой» персонаж говорит, как он выглядит, как ведёт себя в той или иной ситуации?
Выберите каналы коммуникации
Пишите посты или статьи, снимайте видео — словом, выберите тот формат, который нравится вам больше всего.
Это может быть LinkedIn, Youtube, Телеграм или нельзяграм. Или офлайн-площадки. Конференции, митапы, да хоть нетворкинг в коворкинге.
Или несколько каналов коммуникации сразу.
Да, чем больше, тем шире ваше присутствие в медийном пространстве. Но для новичка это будет трудозатратно и утомительно. Поэтому начать лучше с чего-то одного.
К сожалению, без блогов, без публичности сейчас никуда. Каким бы крутым продукт ни был, его никто не купит, пока вы о нём не расскажете. То же самое и с личным брендом.
Сарафанное радио, конечно, здесь тоже может работать (уволился ваш коллега-разработчик, и в новой компании от души вас рекомендует), но это, что называется, надеяться на «авось».
Рассказывайте о том, что для вас важно, то, в чём вы хорошо разбираетесь. Необязательно эти два критерия должны соблюдаться сразу.
Я, например, человек-системность, самая настоящая душнила. Вот и рассказываю про системы грейдов, про правильные перформанс-ревью, которые в своей сложности превосходят корейский семиступенчатый уход за кожей. Вот, про личный бренд простыню какую накатала.
Короче, поступайте так, как комфортно вам. Единомышленники обязательно найдутся, и вокруг вас соберётся комьюнити. Среди них будут и потенциальные работодатели, которые вас заметят.
Забирайте мой шаблон для проработки коммуникационной стратегии, он поможет оцифровать и структурировать информацию (я уже говорила, что я душная?). Всё, что я говорю и показываю в соцсетях, соответствует этому.
Вместо вывода
Если проделать эти пять шагов, вы как минимум расширите свой профессиональный круг знакомств (помните про силу слабых связей), и научитесь чётко и уверенно доносить свою ценность, что уже даст вам преимущества.
А как максимум, если не забросите это дело и продолжите масштабировать свой бренд, станете заметным игроком на рынке, за которым компании будут охотиться.
Представьте, что я подошла к вам на конференции и предлагаю познакомиться. В деловых целях, разумеется.
У вас есть две секунды, чтобы сориентироваться и представиться, ведь я уже протянула вам руку. Что вы скажете? Как себя назовёте?
В комментариях буду рада ответить на вопросы или помочь советом.