Задайте эти 6 вопросов на собеседовании и перестаньте нанимать не тех людей
Меня зовут Михаил Хлестов, и я руковожу агентством интернет-маркетинга L7 с 2017 года. За 7 лет я провел более тысячи онлайн-собеседований и сейчас расскажу, как определить, что за фрукт сидит перед вами по ту сторону экрана.
На старом добром собеседовании в кабинете у дяди всё, казалось бы, просто: просматриваешь резюме, задаешь несколько вопросов, наблюдаешь за языком тела и манерой общения. Но даже так легко ошибиться – вдруг кандидат окажется тем, кто через пару недель вынесет ползавода под спецовкой? У онлайн найма свои риски: сотрудник может целыми днями смотреть YouTube вместо работы.
Выудить ценные кадры, настоящих профи среди выпускников института имени чата Джипити – тот еще квест. В агентстве L7 мы поняли, что многие компании делают одни и те же ошибки, которые мешают определять хороших кандидатов. Учитесь на наших, и обращайте внимание на следующие моменты.
Прежде всего, чтобы кандидат на панике не забыл свое имя, мягко поприветствуйте его на вашем виртуальном рандеву. Расскажите, как будет происходить встреча. Растопите лед. Объясните, что ваша цель на ближайшие 20 минут – не сожрать его, а выяснить, подходите ли вы друг другу.
1. Результатник или процессник?
Поймите, на чем фокусируется ваш потенциальный кто угодно: на результате или на процессе.
– Расскажи свой топ-5 достижений.
(Считайте, их должно быть ровно 5)
Процессники расскажут, как они круто делали SEO, создавали бомбезные презентации или пекли ароматные булочки, а результатники отметят, что увеличили трафик на 50%, привлекли 20 клиентов и уложили 1427 кирпичей за смену.
Заметили?
Процессники делали, а результатники сделали.
Берите результатников для активных позиций (маркетологи, продажники, руководители), а процессников — для поддержки и аналитики.
2. Системный или шиложопый?
Попросите человека рассказать о себе за 1 минуту, все, что он посчитает важным и ценным. Системный уложится в лимит и будет говорить по делу. Шиложопый вспомнит всю свою жизнь, прабабку, первую любовь, как застрял с друзьями в лесу и кошек, которых мама запрещала тащить домой.
Первый отлично справится с аналитикой и планированием, второй— с креативом и нестандартными задачами.
3. Благодарный или неблагодарный?
Как кандидат оценивает прошлый опыт? Неблагодарные любят ругать всех вокруг, а благодарные найдут хоть что-то хорошее даже в самом сложном периоде. Благодарные сотрудники обычно более лояльны и быстро вписываются в коллектив.
4. Исходящий или входящий поток?
Это о том, что важнее для кандидата: помогать другим или получать бонусы самому. Исходящие будут говорить о командной работе и создании ценностей, а входящие — о зарплате и комфортных условиях, типа артезианской воды в кулере и корпоративных ништяках. Исходящие обычно более преданные и заинтересованные в успехе компании.
5. Проверка хардскиллов
Тут всё просто: определите нужные навыки и дайте кандидату тестовое задание. Например, попросите настроить рекламу или испечь булочку на пробу. Короче, смоделируйте возможную ситуацию и выясните, как кандидат ее решит.
— Что вы умеете делать?
— Всё! Стрелять, варить халву, подковать жеребца, вскрыть сейф, подделать документы, принять роды, написать статью, петь... в хоре.
Хардскиллы важны, но не забывайте про софтскиллы! Хорошие софты помогут сотруднику быстро освоиться в коллективе, он будет расти и развиваться. А вам не придется учить его ответственности, тайм-менеджменту, развивать в нем эмоциональный интеллект и объяснять, что нельзя крыть матом охранника и тырить чужие пончики из общего холодильника.
Обязательно выясните зарплатные ожидания. На какую сумму человек планирует выйти, сколько хочет получать на старте. Мы же не хотим, чтобы стажер слился через месяц? Мы хотим, чтобы все понимали ситуацию и были морально и материально удовлетворены.
Бонусом попросите вашего потенциального кого-угодно оценить себя по 10-бальной шкале. Наверняка он не даст себе десятку (а если и даст, то зачем вам в команде Прохор Шаляпин). Спросите, чем обоснована оценка и чего не хватает до 10.
6. Алгоритм принятия решения
Чтобы не ошибиться, ведите таблицу, где оцениваете каждого кандидата по ключевым параметрам (результативность, системность, благодарность, поток, хардскиллы). Сравнивайте их с идеальным профилем и учитывайте мнение своей команды, особенно если кандидат прошел стажировку и вот-вот вступит в ваши ряды.
Собеседование — это искусство, которое требует подготовки и анализа. Не забывайте, что успех найма зависит не только от профессиональных навыков, но и от личных качеств, мотивации и подхода к работе. Используйте эти советы, и вы точно найдёте тех самых звезд, которые поднимут ваш бизнес на новую высоту!