Тренды рынка труда. 2025
РЫНОК ТРУДА
Новый год, новые реалии, новые тренды.
С чем будем иметь дело в 2025?
Дефицит кадров. Масштабное сокращение рабочей силы особенно в самой востребованной возрастной группе - 19-40 лет.физическое снижение численности демографическое снижение - старшее поколение стареет уходит с рынка труда, а молодые не могут догнать их в численности Сегодня рынку труда не хватает около 2 млн. специалистов. Прогноз 2023 года - нехватка 4 млн.специалистов.
Динамичный спрос. Появляется много новых профессий, активно развивается сфера информационных технологий. Система образования плохо и медленно адаптируется к таким изменениям. Кадры которые нам нужны уже сейчас очень медленно выходят на рынок.
Зарплатная гонка.С начала года зарплаты увеличились на 35%. Таким образом компании перетягивают сотрудников своих конкурентов по отрасли. А иногда даже и из других отраслей. И это никак не меняет ситуацию, т.к. ушедшие сотрудники оставляют за собой открытую вакансию, тем самым повышая уровень текучести персонала в масштабе всей страны.
Рост оплаты труда у сотрудника - это хорошо. Однако, поднимая зарплату новым сотрудникам, компании вынуждены поднимать оплату труда действующему персоналу. Компании с низкой рентабельностью не в силах выдержать фонд оплаты труда в 30%. Они вынуждены либо закрываться, либо перестраивать бизнес модель.В нашей стране уже никогда не будет дешевой рабочей силы.
Высокая текучесть кадров, выросших в 2010-е годы, чей менталитет отличается от установок родителей. Они готовы много работать сначала, даже в доставке, быстро заработать денег и уйти в поиск работы с более щадящим графиком и привлекательными условиями труда. Для того, чтобы удержать сотрудников этой категории необходимо разработать привлекательный для них карьерный трек.
Как адаптировать процессы компании и трудовой потенциал имеющихся кадров к реалиям? ( прикладываю к бизнесу маркетплейсы, но в принципе подойдет всем)
Дефицит кадров
- описать функционал сотрудников- сформировать внутренний кадровый резерв. Для действующих сотрудников разработать вертикальный или горизонтальный карьерный трек, максимально делегируя их функционал начинающим специалистам. Сегодня на рынке достаточное количество талантливых и активных специалистов без опыта для этого необходимо.- провести оценку потенциала действующих сотрудников, оценку их мотивации и составить для каждого план индивидуального развития для начинающих специалистов разработать систему адаптации, систему обучения или наставничества, создать систему показателей, которые оценят эффективность нового сотрудника в первые месяцы работы
Рост оплаты труда
- посчитать объем фонда оплаты труда и схему ее выплаты
- провести анализ зарплат на рынке (возможно пересмотреть показатели KPI)
- начать думать о создании культуры компании и нематериальных активов, отодвигая зарплату как главного мотиватора работы
- для этого необходимо провести оценку вовлеченности, оценить рабочую среду и систему коммуникации в компании
Предполагать, что у вас работают взрослые люди, которые сами знают как им работать, чтобы приносить деньги вашему бизнесу - иллюзия. Сотрудникам нужен лидер, за которым хочется идти. Им должны быть ясны и понятны все рабочие процессы. Им просто должно нравиться работать у вас. Для них важно видеть свою перспективу в вашей компании, а не перспективу компании их стараниями.
Ежегодный обзор трендов Trend Vision основанный на результатах исследований Ipsos в России и на данных в открытом доступе. В исследовании приняли участие все возрастные поколения
1.Забота о человеке
Запрос на дружелюбность в окружении.
Потребители в равной степени хотят заботиться и чувствовать заботу Больше других потребность в заботе есть у Зумеров, причем их интересует забота о социуме вообще.
В интернете меньше ищут контент про деньги и скидки; больше – про поддержку и эмпатию.
Растет доля людей соперничающего психотипа, и падает доля сотрудничающих. Как следствие, окружение человека становится более жестким.
Наблюдается колоссальный запрос на улучшение дружелюбности среды.
2. Культурный код России
Кто мы, какие мы, что нас объединяет?
Большинству нравится использование в брендинге символов российского культурного кода.
Популярность сказок в медиапространстве и брендинге набирает обороты. В ней отражаются ностальгия по детству, желание уйти от сложной реальности и порадоваться чудесам. При этом вызывают интерес сложные, неоднозначные сказочные герои.
Русский характер: милосердны, но не заботливы; смекалисты, но не предприимчивы
3.Влияние Востока. Разворот и новые настройки
Влияние Китая сказывается через бизнес и технологии; Кореи – через молодежную культуру.
Молодежь интересуют азиатские бренды и привлекают азиатские работодатели. Ярлык «сделано в Китае» меняет минус на плюс, начиная с Gen X и Gen Y, а также с людей с доходами выше среднего и высокими. В настоящее время символ качества в метке «сделано в Китае» видит уже каждый пятый опрошенный, в первую очередь – молодежь.
4. Работа и занятость
Расширяя возможности вдохновлять на успех.
Больше возможностей, гибкости и свободы в выборе способов заработать, и мы наблюдаем, как растет доля людей, которым нравится их работа.
Помимо финансовой привлекательности, нематериальные факторы приобретают все большее значение. Поколение Z стремится заряжаться от работы энергией, Y ищет карьерный рост, а старшим поколениям важно разделять общие ценности.
Создание работы, которая содержит смысл и приносит удовольствие, критично для удержания сотрудников. Внедрение культуры открытого диалога и доверия помогает удерживать таланты
5.Здоровье и ЗОЖ
Усталость и ожидание новой мотивации. Интерес к заботе о психическом здоровье не падает – растет обращение к профильным специалистам. Но больше, чем каждый второй отмечает, что разговоров о психологических проблемах стало слишком много.