Работа с самозанятыми стала намного труднее: почему и что с этим делать
Триггером к написанию этой статьи стали множественные вызовы предпринимателей на совещания в налоговую инспекцию, а также предъявление необоснованных претензий по договорам с самозанятыми.
Содержание:
Что произошло?
В мае Правительство выпустило Постановление о создании межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости, которые будут заниматься проверкой договоров с самозанятыми.
Задача этих комиссий — найти подмену трудовых отношений обычными гражданскими договорами.
В статье разберём, кого будут проверять в первую очередь и как предпринимателю защитить себя от необоснованных претензий.
Важно сказать, что в этой статье мы не будем подробно описывать признаки трудовых отношений, на которые налоговая может обратить внимание при проверке вашего бизнеса.
На эту тему у нас есть подробный и детальный чек-лист, вы можете прочитать его в телеграм-канале нашего управляющего партнёра.
Кого коснутся нововведения?
Большинство каверзных вопросов связаны с этим Приказом Министерства Труда. В нём перечислены сведения об организациях и ИП, которые налоговые органы будут передавать в комиссии по противодействию нелегальной занятости.
Согласно новым критериям, под проверку попадают все организации и ИП, которые:
- заключили договор с самозанятым более чем на 3 месяца;
- заключили договор с СЗ, стоимость которого составила больше 20 000 рублей.
Читая, что договор с самозанятым не может быть дороже 20 000 рублей, мы задаёмся вопросом — откуда вообще взялась такая сумма и с чем она связана?
Вероятно, это связано с федеральным уровнем МРОТ, который на 2024 год составляет 19 242 рубля. Логика такая: платишь больше МРОТ — соблюдаешь уровень оплаты труда, установленный государством. Значит, это — трудовые правоотношения.
Срок исполнения договора тоже вызывает множество вопросов. По сути, Приказ Минтруда, о котором мы писали выше, прямо запрещает самозанятым заключать абонентские договоры на обслуживание. А ведь такие договоры очень популярны в сфере услуг, потому что по ним услуги могут не оказываться в течение месяца, но оплата при этом будет приходить. А всё потому, что абонентский договор — это договор с исполнением по требованию Заказчика: сперва заплати, а потом — хочешь требуй, хочешь не требуй.
Причём несмотря на то, что, казалось бы, эти критерии — лишь триггер для начала проверки, налоговая на голубом глазу утверждает, что это — новые признаки трудовых отношений.
Получается, современный бизнес снова должен подстраиваться под новые критерии. Но как это можно сделать?
Как защитить свой бизнес, работая с самозанятыми?
Два самых частых договора, которые используются в подмену трудовому договору — это договор оказания услуг и договор выполнения работ. В законе оба эти договора имеют схожую правовую регламентацию.
В таком случае минимизировать риски помогут следующие действия:
1. При заключении договора на срок более 3 месяцев сразу прописать конечную цену договора:
2. Если оплата предполагается равномерными ежемесячными платежами, то указать в договоре общую стоимость услуг:
3. По возможности сформировать неравномерные выплаты:
4. По возможности сделать 3 и более платежа в течение одного месяца:
5. Если доверяете исполнителю — оплатите услугу на 100% авансом или, наоборот, договоритесь на 100% постоплату:
6. Рассмотреть вариант рамочных и абонентских договоров, а также заключать дополнительные соглашения, чтобы не плодить количество договоров.
Признаки, о которых мы говорили выше, требуют самого скрупулезного и взвешенного подхода в процессе формирования структуры бизнеса, который вынужденно привлекает внешних подрядчиков и исполнителей.
Если подойти к этому вопросу халатно, высок риск не только заплатить дополнительные налоги, но и нарваться на штраф или того хуже — возбуждение уголовного дела за неуплату налогов.
Важно сказать, что эти рекомендации и действия могут относиться к вашему бизнесу только в том случае, если у вас не сложились иные признаки трудовых отношений в работе с самозанятыми.
О них вы можете почитать в нашем телеграм-канале.