Управление персоналом: как с помощью HR-аналитики решать актуальные задачи бизнеса
В условиях изменчивой бизнес-среды сфера HR сталкивается с множеством проблем и вызовов в управлении человеческими ресурсами. Эффективное взаимодействие с персоналом требует не только интуиции и опыта, но и подходов, основанных на исследованиях данных. Сегодня с их помощью осуществляется подбор и адаптация кандидатов, оценка их работы и обучение. Все это делается с помощью инструментов аналитики, которые выводят найм и администрирование на новый уровень.
Итак, HR-аналитика — абсолютный тренд в области рекрутинга и управления персоналом. С ростом конкуренции на рынке труда и увеличением ценности человеческого капитала бизнес стал чаще прибегать к ней для оптимизации процессов управления. Если шире — HR-аналитика — это не просто набор цифр и метрик, а мощный инструмент, который помогает лучше понять организацию и ее процессы, проще контролировать эффективность найма, управлять корпоративной культурой.
Меня зовут Анастасия и я HR BР в компании SimbirSoft. В этой статье предлагаю обсудить, как внедрение HR-аналитики происходит на практике, и поговорить о примерах ее успешного применения. Расскажу о критериях, которые помогают не только улучшать процессы управления персоналом, но и достигать стратегических целей компании.
Путь внедрения HR-аналитики
HR-аналитика — это использование данных и аналитических методов для улучшения процессов в сфере управления персоналом. Внедряя её в работу, специалисты HR прогнозируют кадровые риски и повышают эффективность компании.
Что же побуждает компанию внедрять HR-аналитику? Первый и важный фактор — разрозненность и недостаточность существующих метрик. В своей работе компании часто сталкиваются с отсутствием связи между метриками и стратегией, когда данные не отслеживаются динамично. В результате решения принимаются по большей части интуитивно, что, в свою очередь, усложняет оценку эффективности HR-процессов.
Решить эти проблемы может HR-аналитика. Хочу поделиться своим планом внедрения HR-аналитики в компании.
Определение участников группы
Формирование команды специалистов, ответственных за внедрение/
HR-аналитики, чтобы обеспечить слаженную работу и четкое распределение задач.
Систематический сбор метрик
Проведение аудита всех доступных метрик и определение методологии их расчета. Создание единой базы данных для хранения и обработки информации.
Выделение ключевых метрик
Определение наиболее важных для компании показателей, соответствующих стратегии (например, сохранение персонала и снижение текучести).
Разработка единого отчета
Создание отчета, включающего все ключевые метрики HR отделов. В нём собраны фактические данные, выводы и рекомендации по улучшению показателей.
Автоматизация процессов
Использование внутренних систем Мaketalents и 1С для эффективного сбора, хранения и анализа данных — это позволяет автоматизировать рутинные операции.
Формирование культуры принятия решений на основе данных
Обучение HR-команды работе с единым отчетом, внедрение практики использования аналитики среди руководства для повышения качества решений.
Использование HR-метрик для оценки эффективности
Внедрение регулярного использования метрик для оценки работы подразделений, что помогает отслеживать прогресс и своевременно реагировать на изменения.
Благодаря этим шагам можно устранить основные проблемы, выявленные на начальном этапе, заложить основу для более эффективного управления персоналом на базе данных.
Сложности и их решение
Внедрение HR-аналитики — задача непростая, но точно решаемая. В ходе работы случались сложности. Например, формирование группы — дополнительная работа, непонятная ценность Единого HR-отчёта.
Возникали дискуссии между участниками в определении подходов расчета метрик и их выборе.
Предстояло убедительно обосновать необходимость внедрения новых методов в работу: зачем и в каких случаях собираются и применяются данные, объяснить преимущества аналитики: скорость принятия решений, уменьшение доли ошибок, связанных с человеческим фактором, и, конечно, отсутствие субъективной оценки результатов. Все выводы — только на основе расчета данных.
К сложностям при внедрении можно отнести и расчет метрик, и формирование отчета «вручную», а также проблемы с предоставлением «предсказательной аналитики». Несмотря на все препятствия с которыми мы столкнулись, получилось сформировать Единый HR отчет.
Процесс формирование Единого отчета по HR аналитике включает в себя несколько ключевых этапов:
- определение целевых аудиторий (ЦА, кто использует отчёт и может принимать управленческие решения).
- определение ключевых метрик (данные, на основе которых принимаются решения).
- определение периодичности составления самого отчёта.
- сбор, хранение и актуализация данных.
- формирование HR-отчёта.
- анализ HR-отчёта.
- предоставление HR-направлением отчёта ЦА.
- принятие решений на основе данных.
- оценка достижения стратегических целей компании и подразделений.
Основные ценности HR-аналитики, которые эксперты HR выделяют для себя, — это повышение производительности, эффективности и удовлетворенности сотрудников. Поэтому исследования помогают адаптировать управление под конкретные потребности любой компании. И это в конечном счёте способствует достижению бизнес-целей.
Приведу примеры нескольких метрик, которые входят в Единый HR-отчет и объясню, почему важно их рассчитывать.
Метрика: текучесть персонала
Текучесть персонала — показатель эффективности HR-процессов, отражающий количество сотрудников, покинувших компанию за определённый период, выраженный в процентах относительно среднесписочной численности (ССЧ) сотрудников.
Формула расчета:
Количество сотрудников, покинувших компанию за период / CCЧ направления за период умноженное на 100%.
Почему важно считать текучесть персонала?
Текучесть персонала — важный индикатор состояния кадровой политики и культуры компании. Высокая текучесть может свидетельствовать о проблемах внутри организации, таких как низкий уровень удовлетворенности работников, плохие условия труда, недостаток карьерного роста или низкая заработная плата. С другой стороны, низкая текучесть может указывать на стабильность и хорошую атмосферу в коллективе.
Итог: управлять текучестью кадров необходимо в рамках стратегии по сохранению персонала, для снижения затрат на найм и обучение новых сотрудников, а также поддержания высокого уровня производительности и командного духа.
Метрика: стоимость найма
Стоимость найма — показатель эффективности HR-процессов, отражающий затраты на подбор одного сотрудника.
Формула расчета
Затраты на источники найма (HH, «Хабр Карьера») + таргет/лендинг (реклама) + затраченное время всех участников найма × на воронку найма за определенный период времени.
Почему важно рассчитывать стоимость найма?
Анализируя этот показатель, компания получает ряд преимуществ:
- во-первых, оценивает реальную стоимость кадрового подбора, выявляя наиболее дорогие этапы процесса.
- во-вторых, определяет возможности оптимизации расходов (сравнивая разные каналы привлечения, можно выбрать самые эффективные и отказаться от неэффективных источников).
- в-третьих, повышает качество подбора (анализ позволяет избежать ситуаций, когда сниженные расходы приводят к ухудшению качества привлеченных сотрудников, отрицательно влияя на продуктивность всей команды).
Итак, можно сказать, что регулярный расчет и тщательная аналитика стоимости найма помогают бизнесу контролировать финансовые вложения в персонал, своевременно устранять недостатки в процессе подбора и повышать общий уровень компетенции работников. Оптимизация расходов и повышение качества набора создают условия для устойчивого роста и развития.
В таблице отражены практические случаи успешного применения HR-аналитики в рабочих задачах
Подводя итоги, можно сказать, что в результате внедрения в работу HR-аналитики компания смогла ускорить процесс принятия решений в области управления персоналом (найм, оптимизация), повысить эффективность процессов (мотивация сотрудников). Компания не просто функционирует, а предвидит тенденции. В целом единый подход к HR-аналитике помогает создать более прозрачную и эффективную систему управления персоналом, что в конечном итоге приводит к улучшению результатов любого бизнеса.