Типы привязанностей

Тип привязанности - это множество действий, которые мы (а на самом деле наш мозг) совершаем ежеминутно. Часто клиенты спрашивают: "Какой у меня тип привязанности? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вообще понимать, что такое тип привязанности, как он формируется у человека, каким образом он проявляет себя в жизни

Тип привязанности формируется в детстве и зависит от самых первых отношений в жизни человека - отношений с родителями. То, какой опыт он приобрел в семье - тот он и понесет с собой во взрослую жизнь.

Например, если отношения с мамой и папой были доверительными, открытыми, родители не препятствовали его сепарации, то есть становлению самостоятельности, то повзрослев, этому человеку будет легко построить здоровые отношения.

Если же ребёнок был гиперопекаем или его, наоборот, «недолюбили» (не хвалили, не поддерживали, деструктивно критиковали), то во взрослом возрасте он будет искать либо аналогичные отношения (потому что они кажутся ему нормой), либо отношения, где партнёр восполнит для него недополученное в детстве. Такие отношения нельзя назвать здоровыми.

Итак, в отношениях ребенок-родитель формируется тип привязанности. То есть тот способ, с помощью которого мы взаимодействуем с другими людьми.

Надежный тип привязанности

  • Родитель открыто говорит ребенку, что любит его
  • Малыш плачет - родитель к нему подходит
  • Ребенок знает, что родитель на его стороне
  • Родителю важны чувства и эмоции ребенка
  • На одни и те же действия родитель реагирует аналогично

В это время ребенок понимает:

  • Родитель меня любит
  • Он мне поможет
  • Я могу ему доверять
  • Я знаю, что будет, если я что-то натворю
  • Если что-то случилось, родитель поможет, а не накажет

Во взрослом возрасте у такого ребенка формируются установки:

  • Я не скрываю свои эмоции
  • Я не боюсь их показать
  • Мир не настроен против меня
  • Я люблю заводить новые знакомства, у меня это хорошо получается
  • Я не боюсь вступать в отношения, мне интересен партнер

С надежным типом привязанности разобрались. Это такой идеальный вариант, которого в реальной жизни не существует. Большинство людей имеют тревожный, избегающий или тревожно-избегающие типы. В основном что-то смешанное.

Тревожный тип привязанности

Представьте родителя, который ведет себя так:

  • Ребенок плачет - сам успокоиться (чего к рукам приучать?)
  • Может оставить ребенка одного на весь день или ночь
  • Кормит ребенка по графику, а не по требованию
  • Если надоело играть с ребенком просто уходит

Ребенок в это время (а точнее его психика) недоумевает:

  • Почему родитель оставил меня? он вернется?
  • Когда я плачу, то не знаю, как отреагирует родитель: успокоит, проигнорирует или накажет
  • Иногда родитель меня совсем не замечает, будто меня нет

И вот они, первые претенденты на попадание в зависимые отношения. Обладатели тревожного типа привязанности.

  • Мне нужно всё время быть с партнером (хотя его присутствие часто раздражает)
  • Ты бросишь меня, когда я стану тебе не нужна (нужен)
  • Мне нужны подтверждения моей значимости (поэтому я угождаю другим в надежде получить похвалу)
  • Отношения - это страшно. Если меня бросят, я останусь одиноким

Избегающий тип привязанности

Теперь другой родитель:

  • Не хочу обнимать и целовать ребенка (возможно даже из страха навредить, если ребенок маленький)
  • Не могу терпеть его плач (потому что часто не может справиться со своими эмоциями, который этот плач вызывает)
  • Я ухаживаю за ребенком, но мне незачем с ним болтать
  • Мне не интересно играть и разговаривать с ребенком, он же маленький

Что при этом думает ребенок:

  • Родитель редко мне улыбается, почему? Я не понимаю
  • При родителе лучше не плакать
  • Можно даже не пытаться привлечь его внимание
  • Я хочу играть с родителем, трогать его, но он или не реагирует или ругается

Так формируется избегающий тип привязанности:

  • Проявление своих чувств - небезопасно
  • Неприятны физические контакты
  • Слезами горю не поможешь, нужно просто решать проблему
  • Без отношений мне будет гораздо лучше (при ссорах такому партнеру нужно личное пространство и время наедине с собой)

Тревожно-избегающий тип привязанности

Родитель при такой модели:

  • Может срываться на ребенка (накричать или ударить)
  • Пренебрегает ребенком (может не покормить, не помыть)
  • Не проявляет чувств к ребенку открыто (“меня родители не целовали, и ничего, выросла как-то”)

Ребенок делает свои выводы:

  • Лишний раз лучше не привлекать внимание
  • Если что-то случится, нужно справляться самостоятельно
  • Я хочу играть с родителем, но мне страшно, что он снова станет злым

В будущем такой ребенок особенно полюбит эмоциональные качели:

  • Когда человек слишком близко, нужно отдалиться
  • Партнер отдаляется? мне страшно его потерять
  • Близость с кем-то = опасность
  • Плюс всё то, что было сказано про тревожный и избегающий типы по отдельности

В конце хочу напомнить, что подобная категоризация и объективизация нужна для упрощения понимания. В реальной жизни могут быть различные ситуации, например, с одним родителем у ребенка складываются надежные отношения, а со вторым - нет.

Начать дискуссию