Бывшая террористка Школьник
9 апреля 1955 года тихо и незаметно умерла Мария Марковна Школьник — женщина, которая без раздумий положила на алтарь революции свою молодость. И, в отличие от большинства своих соратников-эсеров, Мария Марковна прожила долгую жизнь. Ей было 73 года, когда она скончалась. А после себя она оставила мемуары, под названием «Жизнь бывшей террористки».
Было у Школьник и ещё одно отличие от других эсеров — она до 13 лет оставалась неграмотной. Мария Марковна не посещала гимназию или какое-либо другое учебное заведение. Она происходила из нищей еврейской семьи, проживавшей в деревушке Боровой Млын, которая в те времена относилась к Виленской губернии Российской империи. Школьник часто голодала, ходила в обносках, а потому вскоре совершила побег из родного дома.
В Женеве же жили не только Борис Савинков, Евно Азеф, но и Аарон Шпайзман, который совершил побег чуть раньше Школьник. Вскоре их обоих приняли в Боевую организацию эсеров и отправили обратно в Россию, дав определённое задание. Новобранцам необходимо было ликвидировать генерала Трепова. Но Школьник и Шпайзман не справились. Тогда лидеры Боевой организации приказали убить киевского генерал-губернатора Клейгельса. Однако и здесь их поджидала неудача.
Третья попытка оказалась более удачной. Революционные «Бони и Клайд» совершили покушение на черниговского губернатора Хвостова. В качестве оружия эсеры использовали бомбы. Эсерам удалось сбежать с места преступления, а вот скрыться от правосудия не вышло. Школьник арестовали, когда она пыталась покинуть Чернигов. Следом за решёткой оказались Шпайзман и Лейкин — ещё один революционер-террорист. Шпайзмана приговорили к смертной казни, Школьник — к бессрочной каторге, а Лейкин отделался 10 годами каторжных работ.
Летом 1910 года Мария Марковна серьёзно заболела. В тюрьме не могли оказать ей квалифицированную помощь, требовалась срочная госпитализация. Революционерку привезли в Иркутск и разместили в одной из больниц. Вот только врачи не хотели спасать жизнь террористки. На протяжении нескольких месяцев они откладывали операцию, ссылаясь на самые разнообразные причины.
Операция прошла успешно. И через несколько дней Школьник узнала, что её собираются перевести обратно в Мальцевскую тюрьму. Возвращаться она не собиралась. В больнице Мария Марковна заручилась поддержкой некой Маши — уголовницы, которая там работала уборщицей. Соратники смогли незаметно передать Школьник мужскую одежду и парик.
Маша сделала подкоп под одной из досок в заборе. И Мария Марковна оказалась на свободе.
Она уехала в Европу, а оттуда — в Америку. Но дальнейшей борьбы как таковой не произошло. Царский режим в России рухнул, к власти пришли большевики. В 1918 году (по другим данным, в 1924 году) Мария Марковна вернулась уже в СССР. Её жизнь в очередной раз резко изменилась. Теперь женщина посвятила себя не борьбе, а наукам.
Школьник вступила в РКП (б), занималась дошкольным образованием. В середине 1930-х годов стала трудиться в Центральном научно-исследовательском педиатрическом институте. Не затронула её и волна репрессий. А после окончания Великой Отечественной войны Мария Марковна вышла на пенсию в качестве персонального пенсионера союзного значения. Бурное революционное прошлое осталось на страницах мемуаров.
Остальные статьи и посты про аниме, фильмы, живопись, литературу и другие виды искусства читайте в нашем телеграмм канале metranpaj: