Про персональные данные
Когда 30 мая была движуха с документацией по персональным данным (потому что поднимали штрафы), я даже не задумывалась - зачем. Мне было досадно, что опять придумали какую-то херню, чтобы людям проблем подкинуть. А тут я задумалась: персональные данные воруют все. После конференции, где спикер от одного из рекламных агрегаторов рассказывала, что они могут узнать даже, сколько и на что человек тратит деньги, а потом эти данные передавать. Я смолчать не смогла и спросила, как они это делают. Оказалось - с помощью кэша. Дескать, идентифицировать человека персонально нельзя, поэтому нет нарушения. Но как нельзя, если этого человека добавляют в какой-то массив данных, которому показывают определённую рекламу? То есть где-то всё равно хранится идентификатор этого человека с его данными, которые определяют его в эту выборку. На это мне сказали: «Но это же не телефон, почта и ФИО!». Погодите! Когда я регистрировала свою площадку, в Роскомнадзоре была чёткая формулировка: любая переменная, которая может идентифицировать пользователя, уже попадает под юрисдикцию. Поэтому нужно сообщать пользователю и запрашивать согласие. А теперь давайте подумаем, сколько сайтов этого не делают и продают данные по интересам и предпочтениям. Например, прости господи, сайты для взрослых! Тут я вспоминаю еще одного своего коллегу, который выступал с темой продвижения на сайтах для взрослых на крупной конференции пару лет назад. Так вот получается, что рандомный пользователь получал рекламу на таких сайтах согласно своим запросам, которые считывались с истории его браузера именно при заходе на сайт для взрослых? А куда потом продаётся его история предпочтений? Я не поленилась и погуглила эту тему. Оказывается, Google давно и успешно сливает именно «такие» данные. И что тут такого, спросите вы? Ну, например, то, что по интересам манипулятивно можно навязать контекстной рекламой товары, которые отвечают потребностям, но которые пользователь не планировал покупать. Зная сексуальные предпочтения, можно очень нехило триггерить на желаемое — это я как маркетолог говорю. Например, есть у меня знакомый: весь в кредитах, без стабильного заработка, без активов, сливающий каждую копейку на женщин. Я прямо представила картину: взял кредит в банке - через 5 минут его данные слили - контекстная реклама подсовывает ему креатив с женщиной в нужной позе и одежде + реклама инвестиций, казино, курсов и т.д. Что сделает наш герой? Догадаться нетрудно. Я уже молчу про спам. Один раз я написала у себя на стене, что мне нужен юрист — и мне полгода звонили юристы, нарушая мои права (так как я не оставляла им заявку, а номер мой они, очевидно, взяли из баз данных) и навязывая услуги. ВКонтакте тоже есть таргет по интересам: можно спарсить подписчиков конкурентов или посмотреть, кто интересовался схожими товарами. Но всё это — с нашего разрешения и в строго законной форме, так как мы даём согласие на использование данных при регистрации в соцсети.