Утильсбор 2025: решение проблемы "доступных" иномарок

Или история о том, как 160 лошадиных сил стали границей между мечтой и банкротством

Утильсбор 2025
Утильсбор 2025

Что может измениться за одну ночь? Погода, настроение, курс валюты... А с 1 декабря 2025 года — еще и стоимость ввоза автомобиля. Причем не на 10-20%, а в 200 раз.

Что вообще произошло?

С 1 декабря 2025 года в России заработали новые правила расчета утилизационного сбора. Если раньше вы могли спокойно ввезти себе подержанную машинку из Японии или Кореи за какие-то смешные 3 400 рублей (новую) или 5 200 рублей (старше трех лет), то теперь…

Стоп. Давайте сразу к цифрам, потому что иначе не понятно.

Было: Toyota RAV4 с мотором на 200 л.с. — утильсбор 3 400 рублей
Стало: та же самая машина — утильсбор 794 000 рублей

Да-да, вы правильно поняли. Не опечатка. Почти 800 тысяч рублей. За право утилизировать машину, которую вы еще даже не купили.

Магическая граница в 160 лошадиных сил

Представьте себе, что вы выбираете между двумя одинаковыми автомобилями. Один с мотором 150 л.с., другой — 170 л.с. Казалось бы, разница в 20 лошадок — это ерунда, верно?

Нет.

  • 150 л.с. = утильсбор 3 400 рублей (для новых машин)
  • 170 л.с. = утильсбор от 600 000 рублей

Вот так одна лошадиная сила может стоить 30 тысяч рублей. Дорогие лошадки, правда? Настоящий средний скакун столько не стоит.

А что с электромобилями? Они же экологичные!

Ха! Вы думали, электрокары спасут планету И ваш кошелек? Наивные...

Для электромобилей и гибридов с мощностью выше определенного порога утильсбор может составить до 3 миллионов рублей (вместо прежних 667 тысяч). Потому что логика: если машина не загрязняет воздух, значит владелец может заплатить больше. Экология, понимаете ли.

Кому выгодно?

Официально средства от утильсбора идут на финансирование программ социально-экономического развития, поддержку отечественного станкостроения, робототехники и микроэлектроники. Звучит благородно, не правда ли?

Но давайте начистоту: изменение направлено на максимальное закрытие рынка для импортируемых автомобилей и продажу максимального количества автомобилей, локализованных на территории РФ. То есть покупайте наши, других не будет. Ну или будут, но за цену квартиры.

Реальные примеры из жизни

Давайте посмотрим, как это выглядит на конкретных машинах:

Volkswagen Tiguan (популярный кроссовер):

  • Мощность: ~180 л.с.
  • Старый утильсбор: 3 400 руб
  • Новый утильсбор: ~750 000 - 1 000 000 руб

Hyundai Tucson:

  • Мощность: ~177 л.с.
  • Результат: из категории "нормальная семейная машина" переходит в разряд "премиум-недвижимости"

Mazda CX-5 (2.0, 155 л.с.):

  • Поздравляем! Вы попали в льготу!
  • Утильсбор: все те же 3 400 руб
  • Именно поэтому CX-5 сейчас на первом месте по спросу во Владивостоке

Что делать простым смертным?

На распутье
На распутье

1. Купить машину до 160 л.с.

Да, вы будете медленнее разгоняться. Да, обгоны на трассе станут квестом. Но зато утильсбор — 3-5 тысяч, а не миллион.

2. Забить на иномарки

Купить отечественную продукцию. Или то, что собирают на территории России. Заводы вроде Haval в Тульской области тоже платят утильсбор, но это уже заложено в цену производителем.

3. Ждать чуда

Например, что с 2026 года для электромобилей введут льготный утильсбор со скидкой 40-50%. Хотя учитывая нынешние тренды, я бы не стал слишком на это рассчитывать.

4. Копить деньги

Просто много денег. Очень много. Потому что с 2025 года утильсбор будет пересматриваться ежегодно с ростом на 10-20%. К 2030 году суммы утроятся. Весело, правда?

Дальний Восток плачет громче всех

Отдельная боль — это Приморье и вообще весь Дальний Восток. Там нет необходимых предприятий для производства, и самое главное — нет такого предложения на рынке, которое могло бы заменить автомобили с правым рулем из Японии.

Представьте: вы всю жизнь покупали японские машины прямо через море, это было удобно, выгодно, логично. И тут бац — утильсбор вырос в 200 раз. Сюрприз!

В ноябре 2025 года таможенники отмечают кратное увеличение потока машин, ввезенных на частных лиц — люди пытались успеть до введения новых правил. Умные люди.

Итого: кто выиграл?

Выиграли:

  • Отечественные автопроизводители (конкуренция-то упала)
  • Продавцы машин с моторами до 160 л.с. (их сметают)
  • Федеральный бюджет (миллиарды рублей утильсбора — это же не шутка)

Проиграли:

  • Любители мощных автомобилей
  • Весь Дальний Восток
  • Средний класс, который думал купить нормальный кроссовер
  • Электромобили и гибриды (ирония судьбы для "экологичного транспорта")

Мораль сей басни

Базовая ставка утильсбора для легковых автомобилей теперь формируется по типу и объему двигателя, а мощность влияет на коэффициент по прогрессивной шкале. Звучит как умная математическая формула.

На деле? Способ сделать так, чтобы большинство импортных машин стали недоступны для обычных людей.

И да, льготный коэффициент для граждан, которые ввозят автомобили с мощностью двигателя до 160 л.с. для личного пользования, сохраняется. Но знаете что? 88% всех популярных кроссоверов и седанов имеют мощность выше 160 л.с.

Так что выбирайте: либо маломощная машинка, либо миллион в бюджет за утилизацию.

P.S. Если вы читаете эту статью в 2026 году или позже — вам уже можно посочувствовать. С 1 января 2026 года ожидается дополнительное повышение ставок примерно на 20-25%.

Держитесь там.

2
2 комментария