Пет-проект на маркетплейсе

Спойлер: это живая история, и чем она закончится, никто не знает.

Пет-проект на маркетплейсе

Привет, меня зовут Никита, и я продуктовый дизайнер. В основном я работаю с интерфейсами, но этот проект стал для меня совершенно новым вызовом: создать свой бренд чая и запустить его на маркетплейсах. Да, я люблю чай

Эта статья — первая часть серии, в которой я буду рассказывать о своем опыте, ошибках, и тому чему удалось научиться.

В этой части расскажу

  • Зачем я вообще решил этим заняться
  • Про заказ чая из Китая
  • Почему важно уметь останавливаться
  • Как создавалась концепция бренда и уникальное торговое предложение

Если вы думали о запуске своего продукта или просто хотите узнать, как на практике строится бренд, — это история для вас.

Как появилась идея чайного проекта?

Два года назад я открыл для себя мир чая. До этого чай в моей жизни сводился к пакетикам, которые прилипали к стенкам кружек. Впервые приготовив пуэр в проливном чайнике я поймал тот самый эффект, о котором рассказывали Баста и Гуф в треке ЧП.

Эффект оказался мощным — сопоставимым с парой банок энергетика, которые когда-то бесплатно раздавали на студенческих фестивалях. Это был тот самый момент, когда чай из скучного напитка превратился в стимулятор, помощника и музу.

И все же я не мог понять: почему люди при таком простом пороге входа не пьют чай вместо кофе за 350? Почему кто-то в 8:40 утра в лифте пьет дешевый энергетик с запахом твоего перебарщившего друга на вписке?

Когда я спрашивал знакомых, почему они выбирают кофе или энергетики, почти все отвечали, что чай у них ассоциируется либо с неэстетичными пакетиками, либо со сложными и дорогими церемониями. И тогда что-то щелкнуло.

А что если создать чайный бренд с акцентом на простоту и доступность. Юникло в мире чая, заменяющий вредные энергетики и дорогое кофе.

Первым было слово

В названии сошлись две основы бытия - коты и каламбуры. Получилось довольно таки хорошо. Немножечко Китая, немножечко чая - Чайны Мяу

Пет-проект на маркетплейсе

Шаг 1: Сразу рисуем итоговый дизайн

Главный инсайт: не нужно начинать с конца

Как и любой уважающий себя дизайнер, я сразу пошел рисовать упаковку. Через час мне пришлось ударить себя по щекам и вспомнить уроки Саши Ненашева: проектирование должно начинаться с человеческого опыта.

Шаг 2: А это вообще кому-то нужно?

Формируем и проверяем гипотезы. Один из основных этапов, пропустив который можно потратить много времени в пустую. Гипотеза — это предположение, которое можно проверить. Она должна быть конкретной, измеримой и проверяемой

Моя гипотеза звучала так: Офисные работяги не пьют бодрящий чай, потому что считают, что его сложно выбрать и приготовить.

Шаг 3: Спроси у людей

Оказалось, что вся моя ЦА находится буквально рядом — мои друзья, коллеги, близкие.

Я искал ответы на три ключевых вопроса, которые впоследствии помогли мне выстроить весь концепт бренда:

  • Для чего вы пьёте кофе/энергетики?
  • Ваши ассоциации с чаем?
  • Сложно ли, по вашему мнению правильно заваривать чай?

Ответы показали, что людям нужен способ взбодриться утром и в течение дня. Чай в первую очередь ассоциировался с пакетиками и чёрным чаем.

Но как только речь заходила об необычных сортах чая, то есть о чём-то большем, чем "Принцесса Нури" или Greenfield, это воспринималось как "сложный" продукт, не подходящий для активного ритма жизни. Это стало отправной точкой для создания идеи бренда.

Шаг 4: А что на рынке?

Тут просто вечерами скриним и анализируем потенциальные товары-конкуренты на Ozon и Wildberries. А, да, забыл сказать: идея онлайн-магазина сразу ушла в стол, так как для логистики и оплаты нужно много ресурсов. Слишком жирно для пет-проекта. Так что логичной площадкой для продажи были выбраны маркетплейсы.

Таблица с анализом конкурентов
Таблица с анализом конкурентов

Шаг 4. Концепция бренда

Миссия и ценности бренда: Определите, какую проблему решает ваш продукт. Миссия "Чайного мяу" — сделать чай простым, доступным и эффективным способом поддержания бодрости и настроения. Продукт не должен вызывать ощущение сложности и мистификации.

Сущность бренда: Определите, что делает ваш продукт уникальным. Сущность бренда — это его "душа" или главная идея, которая делает продукт уникальным и запоминающимся. Это не просто характеристики товара, а то, что остаётся в сознании потребителя как эмоциональная связь с брендом.

Позиционирование: Определите, чем ваш продукт отличается от аналогов на рынке. "Чайный мяу" — это подборка "сложных" чаёв с эффектами, с простым приготовлением. Идеально подходит для офисного планктона и экономит деньги и время.

Формулировка преимуществ: Сформулируйте ключевые преимущества продукта:э

Простота: Чай легко заварить, без сложных ритуалов. Забыл как?доступным способом расскажем и покажем как заваривать чай

Эффективность: Бодрит лучше, чем кофе или энергетики, но без побочных эффектов.

Стиль и унитарность: яркая упаковка с практическими советами и легендой эффектов

Экологичность: никакого микропластика от пакетиков и одноразовых кофейных стакнчиков

Доступность и экономия: Умеренная цена, доступная каждому. По цене 1 стакан кофе = 90 стаканам чая (упаковка по 100гр)

Шаг 5: Начни выращивать свой чай

Как оказалось, это очень сложно и невозможно в центральной России, поэтому я начал искать поставщиков.

Китай: Во время отпуска в Китае посетил чайные рынки и плантации, и это дало мне массу контактов. Но, видимо, я не там искал, и купленный чай при заварке пахнул мышами. Идём дальше ⬇

1688: После заказа тестовой партии с разных производств произошел главный логистический кек.

Из-за фасовки я не понимал, какой завод прислал чай. Где-то месяц потребовался, чтобы распробовать все чаи. Плюс после просчета экономики понял, что заказ малых партий из Китая получается очень дорогим. И я пошёл дальше ⬇

Оптовые базы РФ: Для тестовой партии я выбрал российского оптового поставщика с очень качественными позициями и возможностью заказа небольших партий. Плюс не нужно было собирать в кучу фасовку, фулфилмент, упаковку, сертификацию и много мелочей, которые в сумме отжирали слишком много времени.

Этап 4: Прикинь экономику

Здесь должен был быть текст про то, как я считал все расходы, но, кажется, будет правильнее разместить его вместе с фактическим итогом в следующей серии истории. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить!

Пет-проект на маркетплейсе

Этап 5: Визуал

Главный инсайт: уметь остановиться — не так просто и сейчас вы сами в этом убедитесь

Одной из главных целей проекта было поработать с брендингом — сделать визуально привлекательный продукт, который будет продаваться.

Первые попытки я решил отдать на фриланс, но ещё не сформулировав чёткого образа результата и концепцию бренда. Из-за этого упаковка получалась красивой, но мне она не заходила с точки зрения моего ощущения.

Идея 1: кот часть упаковки

Пет-проект на маркетплейсе

Идея 2: пачка с маскотом

Чуть позже я понял, чего хочу, и, вдохновившись концепцией бренда, решил взять всё в свои руки. Но, вспомнив, что плохо рисую, нашёл классного иллюстратора, который передал настроение маскота. Я адаптировал это в упаковку, но второй подход меня не устроил из-за отсутствия фокуса на простоте и слишком кричащего дизайна.

Пет-проект на маркетплейсе

Идея 3: инструкция

В следующем подходе я попытался передать метафору эффекта чая через базовость и простоту заваривания. Иллюстратор снова отлично отработал, а AI помог с генерацией референсов персонажей.

Пет-проект на маркетплейсе

Ещё идеи: от 3D до рун

Пет-проект на маркетплейсе

Финал: останавливаемся и делаю фокус на базовость и эффект

Было много экспериментов, но в итоге я решил учесть в упаковке сущность и позиционирование бренда.

Пет-проект на маркетплейсе

Что дальше?

Сейчас проект на стадии запуска первой партии. О результатах, метриках и конкретных цифрах расскажу в следующей статье. А пока — подписывайтесь, чтобы не пропустить!

P.S. Дизайнерам, которые хотят запустить свой продукт: начните с маленького проекта. Он научит вас большему, чем десять курсов по предпринимательству.

Лайк, шер, подписка! Мой канал в тг:

1
Начать дискуссию