Сколько зарабатывают и на что тратят деньги фитнес-клубы в России?

Привет! Это аналитики FitnessData, первой в России независимой исследовательской компании, специализирующейся на изучении рынка фитнес-услуг. Мы изучаем отрасль с 2016 года: проводим опросы потребителей и фитнес-объектов, собираем информацию о всех фитнес-объектах в 100 крупнейших городах постсоветского пространства, обрабатываем «большие данные» и строим потребительские модели.

Мы регулярно проводим опросы игроков фитнес-индустрии, чтобы знать больше об успехах и проблемах отрасли. Так, одной из наиболее острых проблем, по мнению игроков, стал рост расходной части. Повышение цен на оборудование и его обслуживание, инвентарь, аренду и зарплаты работникам привели к существенному росту затрат. Да, цены на карты и доп. услуги растут тоже, но иногда они не успевают за ростом расходной части.

Так, недавно мы при поддержке 1С:Фитнес клуб, Bronze Gym и «Всегда.Да» провели исследование, которое помогло нам понять структуру расходов на фонд оплаты труда (ФОТ), аренду и маркетинг, средние показатели рентабельности, выручку с квадратного метра, долю авансов в структуре выручки и многое другое. Делимся краткими результатами с вами.

Ключевые показатели: что получилось?

Средняя выручка с квадратного метра в фитнес-бизнесе России составляет порядка 40 тыс. руб., т.е. клуб площадью 1000 кв. м. может приносить 40 млн выручки. Различия по сегментам существенные (клубы высоких ценовых сегментов в среднем зарабатывают в 2 раза больше на единицу площади), а клубы в регионах зарабатывают меньше, чем в Москве.

С точки зрения рентабельности показатели оказались неплохими: лишь 7-9% операторов оказываются убыточными, однако рентабельности есть куда расти. Средняя рентабельность фитнес-бизнеса по EBITDA составляет 17%, по чистой прибыли – 15%. В частности:

  • Лишь 7% операторов, принявших участие в исследовании, оказались убыточными по EBITDA. При этом 40% опрошенных фитнес-объектов имеют рентабельность по EBITDA от 0 до 17%, а большая часть (53%) – от 17 до 45%.
  • Лишь 9% операторов оказались убыточными по чистой прибыли. 42% опрошенных фитнес-объектов имеют рентабельность по чистой прибыли от 0 до 15%, еще 49% – от 15 до 40%.
Рентабельность фитнес-бизнеса по EBITDA и чистой прибыли 
Рентабельность фитнес-бизнеса по EBITDA и чистой прибыли 

Как мы уже упоминали выше, средняя выручка с квадратного метра в фитнес-клубах России, по данным исследования, составляет ~40 тыс. рублей. При этом прирост средней выручки с кв. м. в Москве по сравнению с 2019 годом составил внушительные +43%. Выручка операторов с квадратного метра площади в регионах росла менее высокими темпами (+29%), чем в Москве: сказалось сокращение заполняемости клубов и меньшие темпы прироста цен.

Позитивная динамика и у продления клубных карт. Столичные клубы стали лучше работать с клиентами: средние показатели продлений в 90-дневный период выросли с 46% в 2019 году до 56% в среднем в 2023 году. По потребительским опросам мы также наблюдаем рост лояльности к клубам и связываем это с двумя факторами:

  • Улучшение потребительского комфорта и работа над сервисом, которую начали вести клубы и студии из-за роста конкуренции.
  • Попытка клиентов обрести стабильность хотя бы в фитнесе (на фоне геополитических потрясений, ухода брендов, перемен в жизни).

Клубы из городов-миллионников могут похвастаться более высоким показателем продлений в среднем сегменте по сравнению с Москвой (60%), однако в наиболее дорогих клубах потребительская лояльность осталась ниже московской. В низком ценовом сегменте показатель продлений приблизился к 50%, что является очень высоким показателем. Мы ожидаем, что стремительный рост рынка и активное открытие игроков с рекуррентной системой в ближайшие несколько лет окажет влияние на показатель (особенно в низких сегментах) в городах-миллионниках.

Структура расходов фитнес-бизнеса: на что уходят деньги?

Средняя структура расходов фитнес-клубов 
Средняя структура расходов фитнес-клубов 

ФОТ – главная расходная статья фитнес-объектов, на которую в среднем приходится 36% расходов опрошенных фитнес-операторов. Но очень многое здесь зависит от способов оформления сотрудников: почти во всех компаниях, где показатели расходов на ФОТ были близки к 50%, собственники и управленцы указывали, что клуб работает с сотрудниками в штате. А с точки зрения ценовых сегментов наблюдалась интересная картина: чем в более высоком ценовом сегменте работает клуб, тем выше у него доля расходов на персонал.

Аренда и содержание помещения – второй (23%) по объему источник расходов фитнес-объектов и уступает только расходам на персонал, на него приходится 23%. Интересно, что у опрошенных студий доля расходов на аренду выше, чем у клубов (среднее значение – около 33%). Каких-либо региональных особенностей на уровне типов городов мы не обнаружили.

Расходы на маркетинг респонденты оценили в 4%. Споры операторов об оптимальной доле расходов на маркетинг не утихают на деловых событиях в сфере фитнеса. Тем не менее роль маркетинга в общей структуре расходов большинства клубов невелика – 50% тратят на маркетинг менее 3% своей выручки и лишь 4% фитнес-операторов 10 и более процентов.

Что ждет фитнес-индустрию в будущем?

1. Рост эффективности работы фитнес-операторов. Мы прогнозируем дальнейший рост эффективности клубов, но меньшими темпами и преимущественно за счет оптимизации работы с действующими клиентами. Потенциал экстенсивного роста за счет увеличения числа клиентов ограничен как новыми клубами, так и все большим доминированием модели 15-минутного города (люди не хотят тратить время на дорогу).

2. Снижение обеспеченности кадрами. Кадровый баланс в фитнес-индустрии продолжает все больше смещаться в сторону работника – о дефиците качественных сотрудников можно говорить почти во всех регионах. Перспектив улучшения ситуации с кадрами в условиях текущей демографической ситуации не видно: похоже, что кадровый голод продолжит оставаться важнейшей проблемой фитнес-индустрии в ближайшие годы.

3. Средняя рентабельность неплохая по сравнению с другими потребительскими отраслями, но за нее придется бороться. Несмотря на рост цен в фитнес-индустрии темпами выше инфляции в 2022 и 2023 гг., рост расходной части также происходит очень быстро, и сохранить показатели рентабельности даже на текущих уровнях – большой вызов для фитнес-индустрии. Впрочем, появление новых моделей (ежемесячная подписка), работа без персонала (автоматизированные студии) и другие подходы позволяют отдельным игрокам получать очень высокие показатели рентабельности и окупаемости своего бизнеса.

4. Рост доли продлений и лояльности клиентов. В ожидании нового передела рынка и стремительного появления новых клубов у молодых сетей следует ожидать незначительного сокращения показателя в ближайшие годы. Тем не менее нельзя не отметить рост важности сервисной составляющей клубов, что приводит к росту лояльности и, в конце концов, росту эффективности фитнес-операторов.

С полным бесплатным исследованием можно ознакомиться у нас на сайте. Надеемся, что эта информация будет полезна для игроков отрасли и желающих стать частью отрасли.

7
3 комментария