Кому доверить проведение стратегической сессии — сотруднику компании или профессиональному модератору?
Выбор ведущего зависит от задачи сессии.
Если вы организуете сессию для обсуждения и синхронизации по текущим вопросам и в вашей компании есть специально обученный человек, который обладает навыками фасилитиации и хорошо управляет групповой динамикой, то он вполне может провести 1-2 х дневную стратегическую сессию и направить команду на выработку решений.
Если же цель сессии запустить изменения в команде — вовлечь ТОПов в постановку и реализацию целей компании, изменить процесс взаимодействия между подразделениями, найти новые прорывные идеи, принять решение по стратегически важным или спорным вопросам — тогда потребуется немного другой подход.
Чтобы команда начала проявляться и могла в полной мере вовлечься в решение вопроса, руководителю необходимо занять определенную позицию – стать участником обсуждения. То есть транслировать, что каждый участник может высказывать свою позицию, которая может отличаться от мнения всех остальных, в том числе и руководителя.
Чтобы такое обсуждение состоялось, важно создать безопасную среду, в которой каждый может высказать, что считает важным и нужным, никто никого не осуждает и не оценивает.
Так ли просто создать такое безопасное пространство?
Ведь придут люди, на которых уже налет прошлого опыта, обид, социальных кредитов…
Что может пойти не так?
1. Если ситуация в компании достаточно накалилась, тогда может быть очень много эмоций. И вместо конструктива, сотрудники могут начать переходить на повышенные тона и категоричные высказывания.
2. Говоруны будут активно высказываться, а молчуны, по обыкновению, отмалчиваться.
3. Каждый может прийти с какой-то своей целью, и попытаться, по привычке, перетянуть одеяло на себя, свои задачи и сложности.
4. Команде очень легко скатиться во взаимные обвинения. (Маркетинг VS Продажи, Продажи VS Склад и т. п)
5. И последнее, и не самое очевидное, если в компании уже сложился некий паттерн обсуждения/планерок/совещаний, то и обсуждение глобальной цели компании скорее всего скатится в этот привычный сценарий.
Особенно высок риск именно такого исхода событий, если ведет такое совещание кто-то из сотрудников компании.
Чтобы поведение людей изменилось, им необходима новая среда и новый опыт. Создать его проще человеку, который не вовлечен в процессы компании, не играет на чьей-то стороне, а заинтересован лишь в организации эффективной и экологичной дискуссии и принятии консолидированного решения. У профессионального фасилитатора целый чемоданчик инструментов для организации безопасной среды, где каждый будет услышан, каждый сможет высказаться, и принятые решения предварительно будут проанализированы командой на 360 градусов с учетом всех рисков и возможностей.
Поэтому если цель сессии – запустить важные изменения, начинайте их с изменения среды и выбирайте внешнего профессионального модератора.