Не просто символические ценности: как создать эффективный HR-инструмент и рассказать о корпоративной культуре через AR-квест с зоо-маскотами?
Идея
В прошлом году BetBoom представили пять обновленных корпоративных ценностей, которые нужно было в понятной форме презентовать сотрудникам. В компании серьезно относятся к внутренним коммуникациям и развитию культуры, а также стремятся находить необычные, вовлекающие форматы. Поэтому возник запрос на решение, которое не просто расскажет о новых ценностях, а сделает их частью взаимодействия сотрудников — было важно, чтобы команда почувствовала силу новых ориентиров через личный опыт.
Заказчик искал форму подачи, которая:
- создаст динамичный контакт с новой культурой;
- разбудит любопытство и оставит эмоциональный след;
- превратит широкие понятия в конкретные ассоциации;
- станет автономным долгоиграющим HR-инструментом который органично встроится в корпоративный быт.
Что следовало учесть и сделать:
- использовать механику с элементами игры, стимулов и достижений;
- не транслировать ценности в лоб, а придумать интригующий и легкий в восприятии формат;
- одновременно задействовать пространство сразу двух офисов;
- запустить активное взаимодействие сотрудников, не замыкая квест на соло-исполнении;
- предусмотреть систему поощрений — весомую для сотрудников и не слишком финансово обременительную для компании.
Решение: фиджитал-квест с ожившими ценностями
Мы предложили проект «Стань фанатом ценностей BetBoom», который сочетает офлайн- и онлайн-форматы. Центром коммуникации для сотрудников и аналитики для HR-менеджеров стал чат-бот, а QR-коды, размещенные в значимых уголках офиса стимулировали сотрудников к физическому взаимодействию с проектом.
Telegram-бот — инструмент, который стал точкой входа и площадкой для взаимодействия с персонажами внутри сюжета. Бот знакомил с правилами игры и персонажами, погружал участников в историю, позволяя в удобном режиме изучать материалы, выполнять задания, загружать файлы и вести подсчет баллов.
Ведущими квеста стали зоо-гиды — амбассадоры новых ценностей компании с неповторимым характером, которые обитали в боте или могли очутиться в офисе через AR-фильтр. Каждый их них транслировал особую ценность:
🐷 Свинка — фанат комфорта;
🐨 Коала — фанат гибкости;
🦊 Лиса — фанат заботы;
🐸 Лягушка — фанат успеха;
🦀 Рак-отшельник — фанат открытости.
Маскоты внутри бота в любое время готовы рассказать о себе и корпоративной культуре, дать креативное задание и наградить баллами.
Маскоты вне бота —AR-персонажи на стыке цифры и реальности — те же самыемаскоты, но в офисных декорациях.Механизм их поиска строится так: каждый из пяти персонажей присылает в бот подсказку о своем местонахождении, далее нужно отыскать в офисе место со скрытым QR-кодом. Остается навести камеру и увидеть AR-персонажа, который оживает прямо рядом с кулером или кабинетом для планерок.
Секретный AR-босс — одна из причин дойти до конца. Фишка персонажа в том, что он становится видимым только после сбора всех пяти маскотов и завершения их заданий.
Он спрятан в самых неожиданных локациях офиса. Найдя босса и выполнив сверхзадание, участники получают максимум баллов и попадают на вершину итоговой таблицы.
Задания от маскотов:
Цель каждого интерактива с персонажем — подчеркнуть одну из ценностей и интегрировать ее в жизнь команды.
Вот несколько примеров:
- самопрезентация: например, маскоты предлагают рассказать о значимых успехах, добавить трек в корпоративный плейлист и поделиться вдохновляющей историей о себе — самое главное не забывать о ценностях;
- взаимодействие сотрудников: например, выразить благодарность коллеге за помощь в онбординге или сделать фото у видовых окон, где чаще всего вам на ум приходили удачные идеи;
- исследование офиса: AR-метки прячутся в главных местах притяжения сотрудников — например, рядом с кофе-поинтами для неформального общения, галереей славы и локальными тренажерами для сотрудников — символом силы и выносливости.
Получилась механика, которая эффективна со всех сторон: новички или застенчивые коллеги быстрее могут наладить коммуникацию с командой, а пространство офиса становится более привлекательным для работы. Генерируются сотни единиц UGC-контента, который помогает HR-менеджерам считывать настроение команды и находить инсайты для новых форматов взаимодействия коллег. Например, данные можно использовать после квеста: на тимбилдингах, корпоративных выездах и во время неформальных событий.
Что и как получают сотрудники?
И без того насыщенную геймификацию усиливает система баллов и поощрений. В качестве наград сотрудники получают мерч — от пледов и брендированных кружек до практичных чемоданов, которые пригодятся в командировке или отпуске.
Как работает система набора очков и получения наград:
- за каждое задание сотрудники получают баллы, которые копятся в личном кабинете внутри чат-бота;
- в любой момент участник может открыть раздел наград, чтобы посмотреть все призы и их стоимость;
- чтобы получить подарок, сотруднику нужно показать HR-менеджеру персональный QR-код.
Как это работает для HR-менеджеров:
- Внутри чат-бота каждого сотрудника есть уникальный QR-код — он показывает прогресс и баланс баллов;
- HR-менеджер с администраторским доступом может отсканировать этот QR-код;
- Система автоматически открывает данные о балансе участника, списывает баллы перед выдачей приза, фиксирует факт получения подарка и блокирует возможность повторного поощрения.
Квест как масштабируемый HR-инструмент
Весь сгенерированный контент загружается в закрытый Telegram-канал с доступом только для HR-менеджеров. Здесь они могут в реальном времени видеть готовые задания сотрудников, анализировать уровень вовлеченности и общую атмосферу в команде, а еще сохранять избранные снимки и цитаты для внутреннего пользования.
Основное преимущество системы — полностью автономная работа сразу после запуска. Никакой ручной обработки данных и привлечения дополнительных ресурсов во время квеста. Второй плюс — вневременной формат: бот остается активным как после запуска, так и в будущем, давая новым сотрудникам возможность поучаствовать в квесте в любое время.
Результаты: культура, которая прорастает
Статистика на март 2025 года показала, что 62% сотрудников с гибридным графиком прошли квест, а 97% из них дошли до финала и собрали всех персонажей. Было сгенерировано более 2500 историй о себе, команде и ценностях, а через чат-бот загружено более 1100 фотографий.
И главное — в ежегодном опросе 97% сотрудников использовали слова из новой системы ценностей. Это значит, что комфорт, гибкость, забота, успех и открытость — это не просто сформулированные тезисы, а ощутимые ориентиры как для большой корпоративной культуры, так и для каждого отдельного сотрудника.