Как наркокартели используют классические бизнес модели для ведения своего бизнеса
В Бельгии в порту Антверпен в 2023 году изъяли рекордные 116 т кокаина – это на 10% больше, чем в 2022 году. Наличие одного из крупнейших портов в Европе делает из страны хаб по транспортировке нелегальных наркотиков.
Большая часть наркотиков в Европу поступает из Эквадора, Западной Африки, Бразилии и Колумбии. Хотя бельский власти говорят, что Западная Африка, по сути, занимается реэкспортом из стран Латинской Америки.
Кстати, интересно заметить, что по данным ООН, продажи нелегальных наркотиков во всех странах за десятилетний период с 2011 по 2021 год многократно выросли. Карту можно посмотреть ниже.
В целом наркоторговля это целый многомиллиардный бизнес (рассказывать думаю об этом никому не надо, как минимум по фильмам и так все ясно). Но вот то, что наркоторговцы работают по классическим бизнес-моделям и отлаживают у себя такие функции как HR, PR, R&D и другие стоит отдельного внимания.
Кто мы мог подумать, что картели строят свою работу по моделям обычных компаний?
HR. Кадры решают все.
Основная часть вербовки и подготовки будущего персонала происходит в тюрьмах, ведь из-за особенностей нелегального бизнеса не так-то просто найти подходящих людей на свободе. На выходе уже получаются лояльные сотрудники, у которых нет альтернатив пойти в другой бизнес. Правда система имеет одну уязвимость, сокращение притока новых кандидатов будет означать снижение количества нового персонала.
В работе картели также используют модель фриланса, когда привлекают людей для выполнения определенных функций, например, отдельные люди для забора товара у поставщиков, доставки и обработки платежей. Каждый из этих людей-фрилансеров ничего не знает о существовании и деятельности своих коллег.
Маркетинг и PR. Имидж – главное оружие картелей.
Наружная реклама в виде билбордов о новой продукции или даже найме в картели может использоваться для того, чтобы показать статус наркоторговцев. Это указывает на то, что у них есть ресурсы, в т.ч. власть над полицией области / региона для того, чтобы сделать такой трюк (в большей степени это про регионы Латинской Америки).
Контроль СМИ для того, чтобы иметь влияние на контент, который публикуют издания. В основном такой канал, конечно, используется чтобы что-то не публиковалось.
- Некоторые картели даже придерживаются стратегии корпоративной социальной ответственности, раздавая деньги бедным или пенсионерам или строя объекты социальной инфраструктуры. Такая поддержка местных помогает картелям получать защиту в случае вопросов полицейских/
R&D. Опережающие инновации.
В 2013 году по данным ООН в мире было 97 видов наркотиков, сейчас же их насчитывается более 350 (сюда относятся и легальные, и нелегальные наркотики). Нужно сказать, что такой рост портфеля продукции в основном связан с желанием наркоторговцев обойти запреты регулирующих органов. И чем быстрее новые наркотики попадают в блек-лист, тем быстрее модифицируются формулы и на рынок выпускаются новые их виды.
Онлайн-торговля. Влияние общемировых трендов.
Наркоторговцы также как и классический ритейл используют различные сайты для продажи своих товаров. По различным оценкам, доля онлайн продаж составляет порядка 30%. А для проведения платежей используется криптовалюта.
Вот так вот отлаженные процессы у наркоторговцев помогают им ежегодно наращивать объемы своего бизнеса. Но, конечно, стоит отметить, что такой рост не идет на пользу населению, ведь наркотики вредят здоровью и запрещены на территории большинства стран!
Больше такого контента можно найти в моем ТГ канале MD Innovation Analytics, там я пишу об инновациях, трендах и новостях рынка!