Стратегическая сессия, воркшоп, мозговой штурм и другие форматы генерации идей. Разбираемся в отличиях

Многим из нас приходилось сталкиваться с необходимостью новых идей. Вопрос - как их получить? Вокруг множество модных слов и выражений: брейнсторминг, воркшоп, стратегическая сессия, тренинг и так далее.

Я решила разобраться в многообразии понятий и отличие механик каждого формата, чтобы в будущем выбирать в работе то, что подходит именно для данной ситуации или задачи. В статье я рассмотрю, что такое:

  1. Стратегическая сессия
  2. Воркшоп
  3. Мозговой штурм (брейнсторминг)
  4. ТРИЗ
  5. Тренинг
  6. Мастермайнд
  7. Модерационная / фасилитационная сессия

Стратегическая сессия

Это формат работы при котором топ-менеджмент планирует и принимает стратегические для развития бизнеса. Сессия имеет заранее продуманный план, модерационное сопровождение и может длится несколько часов.

Воркшоп

В переводе с английского “мастерская” - это формат, при котором группа людей собирается для решения конкретной задачи с помощью одновременного обучения и применения имеющихся у них знаний и опыта.

Результат вокршопа - разработка решения / продукта или их концепции. Формат также проводится с профессиональным модератором и продолжителен по времени (может длиться несколько дней).

Мозговой штурм (брейнсторминг)

Как говорит википедия: “Это способ решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей, в том числе самые фантастические, а затем из полученных вариантов выбирают лучшие решения, которые могут быть использованы на практике”.

Механик / техник мозгового штурма огромное множество, мы не будем на них останавливаться. Основное правило - свободная генерация идей.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Способ применяют в основном изобретатели. Его суть в том, что решения задачи ее сначала приводят к обобщенному виду, затем обобщенную задачу пытаются решить подходящим общим методом, и только потом возвращаются к конкретной задаче и пытаются применить к ней найденное решение.

К примеру: задача - “Сделать фен легче”. Обобщенный вид задачи - быстро и комфортно сушить волосы. Пример обобщенного решения - сделать фен, который вообще не придется брать в руки.

Метод прекрасно адаптируется под поиск креативных и нестандартных решений в любой сфере, так как помогает посмотреть на задачу под более широким углом.

Тренинг

Обучающий формат, цель которого - научить определенному навыку и усвоить его с помощью упражнений. К примеру - тренинг по корректной обратной связи. Это всего обучение плюс немного практических заданий.

Мастермайнд

Это формат группового общения людей со своими личными целями и задачами. Группа собирается для обмена опыта и совместного поиска решений задач каждого участника.

Модерационная / фасилитационная сессия

По сути не является отдельным форматом, так как данный термин может применяться к любому из форматов, где процесс работы контролирует / ведет специальный человек - модератор.

Таким образом формат выбирается под конкретную задачу и наличие необходимых ресурсов. Надеюсь статья была полезна для вас, как и для меня самой, чтобы во всем разобраться :)

4
Начать дискуссию