Цифровая трансформация в логистике: как технологии меняют отрасль и снижают издержки

Цифровая трансформация в логистике: как технологии меняют отрасль и снижают издержки

Благодаря активному внедрению и совершенствованию цифровых технологий удаётся развивать экономику, сохранять и повышать конкурентоспособность. Тренд на цифровизацию охватывает все сферы бизнеса, и логистика тут не стала исключением. В решении каких задач помогает цифровая трансформация логистики и как внедрять инновационные технологии? Специалисты Free Lines Company готовы ответить на эти вопросы.

Задачи, решаемые с помощью цифровых технологий

Современная логистика характеризуется динамичным ростом. По результатам аналитических отчётов, ежегодные темпы роста сферы грузоперевозок в РФ составляют 6-8%. Львиная доля заказов предполагает перемещение грузов автотранспортом. При этом 88% представлено автоперевозками Full Truck Load, когда машину загружают товарами одного заказчика. Именно поэтому логисты уделяют особое внимание внедрению цифровых технологий в сегменте FTL.

Но логистика – это не только грузоперевозки, но и закупки, продажи, складское хранение, обмен информацией. Поэтому цифровая трансформация затрагивает все эти аспекты и процессы.

В последнее время наблюдается повышение требований к доставке товаров. Чтобы компании оставались конкурентоспособными, они должны предлагать многоканальную, оперативную, прозрачную и точную доставку. Именно таким логистическим агентам очень важно оптимизировать бизнес-процессы и развивать цифровые технологии. Цифровизация логистики предусматривает осваивание новых каналов и форматов доставки, анализ больших данных, внедрение блокчейн-технологий и роботизированных систем. Благодаря внедрению цифровых инструментов обеспечивается:

  • Оптимизация процесса доставки, складского хранения.
  • Повышение качества управления цепочкой поставок, обеспечение эффективного контроля за процессами.
  • Снижение количества ошибок, увеличение точности операций.
  • Сокращение времени выполнения операций, повышение общей эффективности работы.
  • Улучшение взаимодействия между всеми участниками, повышение качества обслуживания клиентов.

Эффективные решения по цифровой трансформации логистики

Цифровизация логистических операций улучшает три важных аспекта отрасли.

Обмен информации и документов

Электронный документооборот становится отличным инструментом для обмена транспортной сопроводительной документации. Благодаря ЭДО повышается скорость передачи документов, сокращаются затраты на бумажные носители, повышается контроль управления, удаётся получать максимум информации о перемещении грузов в реальном времени.

Взаимодействие между участниками цепочек поставок

SRM и CRM-системы используются для налаживания связи с поставщиками и взаимоотношений с клиентами. Благодаря цифровым платформам логистам удаётся получать информацию в реальном времени, обмениваться данными с производителями, складами, контролирующими органами, представителями ритейла.

Оптимизация логистических операций

Для повышения скорости и качества складских процессов, сокращения ручного труда используют разнообразные роботизированные комплексы в виде погрузчиков, самоуправляемых систем, средств ускоренного поиска грузов. А за счёт систем с искусственным интеллектом обеспечивается глубокий анализ больших массивов данных, повышается эффективность прогнозирования будущих тенденций.

Ведение электронного документооборота

Внедрение ЭДО является важнейшим шагом цифровой трансформации логистики. Этот момент является обязательным для работы с маркированными товарами и использования системы прослеживаемости. Также электронный документооборот важен для бухгалтерского учёта логистических агентов. Передача товарно-материальных активов и грузоперевозки требуют оформления первичных документов, и если они будут в электронном формате, компаниям намного быстрее и легче формировать отчёты для контролирующих инстанций. К тому же электронную информацию проще искать, чем данные на бумажных носителях.

Для повышения прозрачности доставки и контроля за деятельностью перевозчиков с сентября 2022 каждая транспортная компания, а также грузоотправители и грузополучатели должны подключаться к Государственной информационной системе электронной перевозочной документации. Сведения о грузоперевозках должны вноситься в ГИС ЭПД после каждого этапа цепочки поставок.

Использование цифровых технологий облегчает и проверку сопроводительной документации на грузы в пути. Водителям достаточно предъявить проверяющим органам QR-код, используя специальное мобильное приложение, по которому можно подробно изучить необходимые данные.

Для удобства взаимодействия транспортных организаций с ИФНС в 2024 был утверждён единый XML-формат для транспортных накладных, сопроводительных ведомостей, путевых листов, договоров фрахтования, заказов (заявок) и заказов-нарядов.

Популярные платформы для цифровизации логистики

Для ускорения цифровой трансформации логистической отрасли используются различные платформенные решения, которые объединяют поставщиков, импортёров, перевозчиков и ритейлеров. Такие системы основаны на разных бизнес-моделях взаимодействия между участниками логистики, предоставляя различные полезные сервисы и услуги.

Платформы улучшают эффективность использования больших массивов данных и оптимизации процессов. Агрегаторы осуществляют сбор и обработку информации о заказах. Заказчики могут легко находить подходящих исполнителей благодаря предоставляемым сведениям о них. А грузоперевозчики могут использовать платформы для определения оптимальных мест заправки, поиска сервисных центров или стоянок, что помогает им оптимизировать свою работу.

Использование систем ИИ

Управление цепочками поставок является одной из главных задач логистики. В этом помогают алгоритмы машинного обучения. Искусственный интеллект проводит анализ больших данных, предсказывает возможные события и состояние логистических процессов, позволяя отыскивать оптимальное решение.

ИИ применяется для следующих задач цифровой трансформации логистики:

  • Автоматизация складских операций. Системы нужны для отслеживания и контроля запасов, управления товарными поступлениями, работы с заказами.
  • Оптимизация маршрутов грузоперевозки. ИИ анализирует погодные условия, обстановку на дорогах и прочие факторы, что позволяет составлять оптимальные маршруты.
  • Прогнозирование спроса. На основе анализа сезонных колебаний и покупательского поведения искусственный интеллект делает точные прогнозы на клиентский спрос.

ИИ является незаменимым инструментом для оптимизации логистики и увеличения конкурентоспособности компаний. Алгоритмы машинного обучения существенно улучшают прогнозную аналитику. К тому же искусственный интеллект учится на прошлом опыте, что способствует непрерывному росту его потенциала в прогнозировании.

Порядок внедрения цифровых технологий в логистику

Цифровая трансформация бизнес-процессов компании включает следующие основные этапы:

  • Оценка и анализ логистических операций. Компании нужно определить, какие аспекты работы сильнее всего нуждаются в улучшении, где наблюдаются наибольшие расходы и временные потери.
  • Определение целей цифровизации. Внедрение цифровых технологий может быть постепенным, на основании результатов, полученных на первом шаге, и имеющихся возможностей. Так, сначала возможен переход на ЭДО, далее автоматизация складских операций, а затем ускорение поставок.
  • Выбор готовых цифровых решений или разработка персональной системы. Современный рынок предлагает множество готовых решений, позволяющих развивать цифровую логистику. Но если необходима система для решения целого комплекса специфических задач, может потребоваться помощь профессиональных разработчиков для создания и внедрения нового комплекса цифровизации.

Компания Free Lines постоянно внедряет инновационные технологические решения для цифровизации и оптимизации логистических процессов. Это позволяет предлагать клиентам высококачественные услуги «под ключ». Мы осуществляем международные перевозки грузов с максимальным уровнем надёжности, с высокой скоростью доставки и оптимальными затратами на транспортировку. На сайте FLC вы можете изучить ключевые условия заказа для юрлиц и ИП. А для подробной консультации свяжитесь с менеджерами по телефону или воспользуйтесь онлайн-формой для отправки запроса на обратный звонок.

👇 Задавайте любые вопросы под этой статьей — с удовольствием ответим! Хотите узнать больше о тенденциях рынка, сложностях перевозок или нюансах работы с грузами? Пишите в комментариях, и наши эксперты разберут ваш вопрос подробно.

#freelinescompany, #free_lines_company, #FLC, #логистика, #цифровая_трансформация, #цифровизация_логистики, #автоматизация, #искусственный_интеллект, #ИИ_логистика, #развитие_логистики, #цифровые_технологии

1 комментарий