7 способов улучшить процесс бюджетирования
Когда вы в последний раз анализировали свой подход к бюджетированию и прогнозированию? Если вы сталкиваетесь с неточными бюджетами, сомнительными прогнозами и нехваткой надежных финансовых данных — возможно, пришло время что-то менять.
Регулярный пересмотр процессов бюджетирования и прогнозирования может сэкономить время, деньги и помочь избежать дорогостоящих ошибок в будущем. Рассмотрим семь ключевых направлений, которые помогут улучшить эти процессы. Некоторые изменения можно внедрить быстро, другие потребуют времени.
Почему это важно?
Бюджетирование и прогнозирование — важнейшие финансовые процессы в любой организации, поэтому они должны быть защищены от ошибок. Правильно выстроенные процессы улучшают финансовый менеджмент, бизнес-планирование и способствует росту компании.
Процесс бюджетирования должен быть максимально автоматизирован и включать регулярное взаимодействие между отделами. Ваши бюджеты должны быть гибкими и адаптироваться к изменениям рынка или бизнеса. Финансовый отдел, топ-менеджмент и менеджеры по бюджету должны участвовать в процессе и хорошо его понимать.
При прогнозировании важно учитывать ключевые факторы развития бизнеса, исторические данные, рыночные тренды и другие показатели, которые помогут принять наиболее взвешенное решение.
1. Повышение точности и целостности данных
Оптимизация управления данными будет полезна только если сами данные точны. Используйте методы проверки данных и интегрируйте надежные источники для повышения точности и целостности информации.
Как отмечает Prophix, точность данных гарантирует, что вы не работаете с устаревшей или неверной информацией, например, старыми показателями выручки или искаженными отчетами о расходах. Целостность данных включает их полноту (получаете ли вы все необходимые отчеты?) и качество (следуют ли исторические бюджеты актуальной методологии?).
Специальное программное обеспечение для бюджетирования поможет интегрировать данные между командами, стандартизировать процессы и снизить риск человеческих ошибок. Эти инструменты могут автоматизировать процессы проверки данных. Пример — модель «FP&A для FMCG компании» на базе платформы Optimacros позволяет выстраивать бюджетный процесс в единой среде и повысить качество бюджетирования.
Это самый важный пункт, и это касается не только бюджетирования. Данные должны быть подготовлены и нормализованы. Этот процесс проводится за рамками проекта по автоматизации. Работа по анализу данных в организации позволит четко сформулировать постановку задачи по автоматизации. 1 рубль, вложенный в методологию, экономит 8 рублей на автоматизации.
2. Внедрение скользящих прогнозов
Скользящий прогноз — это непрерывное предсказание будущих показателей на определенный период. Он может прогнозировать общую эффективность бизнеса, давая больше времени для корректировки финансовой стратегии. В отличие от традиционных прогнозов скользящие прогнозы постоянно обновляются — обычно автоматически.
Используйте технологии, предоставляющие данные в реальном времени и исторические данные, чтобы учитывать изменения рынка. Это позволит вам лучше прогнозировать тенденции и реагировать на рыночные изменения.
3. Сценарное планирование
Сценарное планирование позволяет смоделировать различные варианты развития событий и лучше прогнозировать будущее. Например, вы можете создать сценарий, отражающий общий спад рынка и снижение доходов организации, а затем использовать его для построения прогнозов или бюджетов с учетом необходимости сокращения расходов.
4. Внедрение продвинутой аналитики и ИИ
Многие платформы для финансового планирование теперь используют ИИ, позволяя финансистам превращать массивы данных в полезную информацию намного быстрее, чем это сделала бы команда аналитиков.
ИИ может не только анализировать существующие данные, но и служить инструментом прогнозирования. Машинное обучение может обрабатывать данные, находить закономерности и использовать их для предсказания будущих трендов. Модели Optimacros позволяют построить расчет на основе машинного обучения — он будет более точным, поскольку учитывает сложные взаимосвязи между многими факторами
5. Улучшение взаимодействия между отделами
Часто данные остаются изолированными внутри отделов. В процессе бюджетирования и прогнозирования отдельные департаменты предоставляют цифры или отчеты для составления бюджетов, и на этом их участие заканчивается. У команд редко есть представление о финансах в других частях организации.
При централизованном бюджетировании вам больше не нужно собирать таблицы, отчеты и данные из разных отделов, а бухгалтерии тратить часы на сверку документов. Платформы, поддерживающие централизованное бюджетирование и прогнозирование, расширяет возможности коллаборации и гарантирует использование самых актуальных данных. Модель «FP&A для FMCG компании» позволяет объединить операционные бюджеты всех обособленных подразделений и сформировать единую смету затрат компании.
6. Регулярный пересмотр и корректировка бюджета
Даже самый тщательно составленный бюджет может стать нереалистичным из-за одного события. Регулярный пересмотр бюджетов необходим для поддержания их актуальности.
Важно найти правильный баланс между анализом достаточного количества данных и своевременным внесением корректировок. Обычно нужно просматривать балансы, отчеты о прибылях и убытках и отчеты о расходах от отдельных отделов.
7. Инвестиции в правильное программное обеспечение
При выборе платформы для бюджетирования и прогнозирования обратите внимание на следующие ключевые функции:
- Автоматизация рутинных задач;
- Интеграция с другими системами (ERP, системы кадрового учета, электронные таблицы);
- Простота использования;
- Построение интегрированных бизнес-процессов (IBP) и дальнейшего масштабирования.
Важно выбрать финансовую платформу, которая будет расти вместе с вашей командой. Справится ли ваше текущее ПО с вашим набором данных через 5 лет? Какие процессы учета могут появиться по мере роста бизнеса?
Ассортимент ПО не заканчивается на ERP-системах. Задачи планирования как функции менеджмента должны решаться ПО соответствующего класса с возможностью сценарного анализа.
Платформа Optimacros отвечает всем этим требованиям. Она предоставляет комплексную среду для бюджетирования и анализа данных, включающую автоматизацию процессов, контроль ошибок и гибкие возможности интеграции. Платформа позволяет выстроить единый бюджетный процесс для всех подразделений компании и значительно сократить время на планирование и создание управленческих отчетов.
Совершенствуйте процесс финансового планирования
Существует множество областей для улучшения процессов бюджетирования — повышение точности данных, улучшение совместной работы, использование скользящих прогнозов и аналитики на основе ИИ. Внедряйте изменения постепенно, убеждаясь, что каждый участник понимает новые процессы. Анализируйте влияние изменений и корректируйте их при необходимости. В долгосрочной перспективе это позволит вашей команде эффективнее реализовывать финансовые стратегии.
А выбор оптимальной финансовой платформы, поддерживающей все эти улучшения, имеет решающее значение для успеха вашего бизнеса.