Очередные ограничения цифрового суверенитета.

С 1 сентября 2025 года вступили в силу изменения в ФЗ "О рекламе", ст. 5 которого была дополнена ч. 10.7, согласно которой не допускается распространение рекламы на информационных ресурсах иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории России, общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" или Федеральным законом "О противодействии терроризму", а также на других информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством России об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Проще говоря, размещать рекламный материал юридические и физические лица, деятельность которых связанна с осуществлением предпринимательской деятельности, не смогут на сайтах организаций, деятельность которых признана нежелательной, ресурсах, связанных с экстремистскими, террористическими организациями, любых электронных площадках, которые внесены в реестр ограниченного доступа.

Данные ограничения касаются исключительно распространения рекламных материалов.

В список запрещённых ресурсов входят такие продукты корпорации Meta*, как Instagram*, Facebook*. А вот WhatsApp, по информации с сайта Минюста, где размещён "Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете...", запрещённым ресурсом не является, так как, цитата:"Решение Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20.06.2022 не распространяются на деятельность мессенджера WhatsApp компании Meta ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации".

В то же время, за пару месяцев до этого, 1 июня 2025 года, вступили в силу некоторые нормы ФЗ - 41 от 01.04.2025 года "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В частности, с июня месяца начал действовать фактически прямой запрет целым секторам и отраслям бизнеса, государственных компаний, учреждений и организаций на использование принадлежащих иностранным юрлицам и гражданам информационных систем, в т.ч мессенджеров, таких как Discord, Microsoft Teams, версия Skype для бизнеса, Snapchat, Telegram, Threema, Viber, WhatsApp* и WeChat. Это касается не только рассылок и уведомлений, но так же и ответов на входящие сообщения.

Т.е., ещё до сентябрьских нововведений ограниченное количество пользователей были прямо лишены законной возможности пользоваться тем же WhatsApp.

Хозяйствующие субъекты, не перечисленные в ст. 15 ФЗ-41, могут (пока что) без опасений пользоваться указанными ресурсами, исключая их использование в рекламных целях, о чём говорилось выше. Т.е., если вы не госучреждение, оператор связи, маркетплейс или банк, вы вправе размещать рекламу в WhatsApp и вести деловую переписку в нём.

Ранее, в 2023 году Роскомнадзор уже публиковал перечень мессенджеров, которые нежелательны в использовании такими организациями, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, гос.компани, субъекты национальной платежной системы, кредитные организации и т.д. Функционал указанных приложений подпадал под запреты ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Говорить о целесообразности данного правотворчества дело не благодарное. Прослеживается явное подыгрывание государства процессу монополизации рынка цифровой информатизации отечественными бизнес-структурами, которые зачастую не в состоянии заместить "отменяемый" продукт запрещённых, осуждённых и приданных анафеме иноземных организаций качественными отечественными ресурсами.

Пример тому тот же отечественный мессенджер Мах, практически по всем параметрам уступающий иностранным аналогам, который с недавних пор обязателен для предустановки на гаджеты.

Однозначно, давление государства на пользователей вызывает негатив, и вполне праведный.

* Instagram, Facebook, WhatsApp принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией в России.

Начать дискуссию