АКИ — итоги 2024 года: 125 проектов поддержки основных творческих отраслей Москвы
В 2024 году творческий бизнес Москвы и его доходы продолжили свой впечатляющий рост. А мы, в Агентстве креативных индустрий, продолжили соединять творческих предпринимателей столицы с их потенциальными инвесторами, работодателями, заказчиками, покупателями, в том числе зарубежными.
Судя по результатам прошлого года, сектор креативных отраслей Москвы остаётся мощным драйвером развития столичной экономики и одним из её приоритетных направлений. В 2024 году АКИ успешно реализовало более 125 проектов по поддержке индустрий на стыке творчества и бизнеса, таких как видеоигры, мода, дизайн, музыка, арт, издательское дело, кино и т.д.
Организованные Агентством креативных индустрий конкурсы, ярмарки, бизнес-миссии, выставки, фестивали, обучающие курсы приводили к заключению контрактов, договоров о сотрудничестве, помогали креативному бизнесу в получении конкретных заказов от застройщиков, отельеров и представителей многих других сфер бизнеса.
Видеоигры — от идеи до экспорта
В этом году АКИ запустило акселератор для разработчиков «Фабрика видеоигр». Его участники совместно с экспертами дорабатывают свои игровые проекты, а инвесторы помогают распространять их на крупнейшие игровые платформы России и мира.
Участниками акселератора в этом году стали 40 проектов, которые получат реализацию в 2025 году.
Сейчас Москва строит первый в России кластер видеоигр и анимации в Сколково, он откроется уже в этом году.
Инфраструктура кластера позволит создавать видеоигры и 3D-анимацию любого типа и сложности. Площадка станет постоянной платформой для общения представителей индустрии, а также будет способствовать созданию новых российских видеоигровых продуктов.
Мода
В 2024 году АКИ запустило проект «Киношоурум» для интеграции работ талантливых российских дизайнеров в отечественный кинематограф.
Заявки на участие в «Киношоуруме» подали свыше 200 брендов и дизайнеров одежды из более чем 40 регионов России.
32 победителя разработали образы героев для новых фильмов и сериалов онлайн-кинотеатра Okko. После их выхода на экраны зрители смогут приобрести продукцию брендов в торговых точках.
В конце лета при поддержке АКИ московские бренды модной индустрии впервые презентовали свою продукцию байерам из восьми стран: Азербайджана, Ирландии, Казахстана, Ливана, ОАЭ, а также из Саудовской Аравии, Турции и Франции.
В 2024 году Агентство креативных индустрий запустило ещё одну новую программу поддержки предпринимателей — серию ярмарок «Креативный маркет». В 2025 году «Креативные маркеты» будут проводиться регулярно.
Промышленный дизайн: познакомить дизайнера с заказчиком
В этом году на три потока конкурса дизайн-решений для отечественной промышленности «Фабрика дизайна 3.0» было подано 485 заявок от дизайнеров. В сжатые сроки они подготовили более 300 решений для 86 партнёров АКИ из отраслей лёгкой промышленности, спорта, станкостроения, игрушек и других сфер.
В рамках конкурса «Дизайн-цех» профессионалы разрабатывают дизайн-решения мерча и сувенирной продукции для городских и федеральных организаций, проектов и бизнеса. В 2024 году на «Дизайн-цех» поступило около 850 заявок, было отобрано 360 дизайнеров, которые представили свыше 100 идей и проектов для 15 заказчиков, многими из которых стали культурные учреждения Москвы.
Арт-индустрия — не только искусство, но и индустрия
Для поддержки художников и галерей город создал целую систему развития молодых галеристов и художников. Благодаря акселерационным и обучающим программам они учатся строить карьеру в индустрии, принимают участие в крупных ярмарках и выставках, находят агентов и коллекционеров.
В этом году АКИ запустило проект «Арт-сезоны», в рамках которого начинающие художники и галереи бесплатно принимают участие в крупнейших ярмарках и маркетах современного искусства. При поддержке Агентства креативных индустрий в ярмарках современного искусства «АРТ МОСКВА» и Blazar, а также в маркете современного искусства WIN-WIN приняли участие 35 художников и 10 галерей.
Для юридической поддержки начинающих художников и галеристов создан онлайн-курс «Креатус Онлайн», который знакомит слушателей с основами авторских и других интеллектуальных прав.
В практико-ориентированной программе «Арт.Практикум» в этом году приняли участие 60 человек. Программа знакомит художников с инструментами для успешного продвижения их работ в России и за рубежом, для эффективного взаимодействия с институтами современного искусства, обучает навыкам оформления портфолио и даёт знания, необходимые для развития карьеры. Галеристам проект помогает наладить профессиональные процессы, минимизировать риски и максимально эффективно использовать возможности международного рынка.
В АКИ действует программа переосмысления городской среды и общественных пространств с помощью современного искусства «Арт-фабрика». В прошлом году её участниками стали более 60 художников, художественных объединений и дизайнеров. Они разработали свыше 60 концепций для арт-объектов в городских пространствах. Партнёрами конкурса выступили 10 заказчиков из вузов, сфер недвижимости, культуры и т.д.
Совместно с компанией «Яндекс» в 2024 году реализован проект «Искусство рядом: умные устройства и роботы». В нём приняли участие 35 начинающих авторов, которые прошли образовательный курс от экспертов арт-индустрии и подготовили эскизы. 25 лучших участников получили возможность представить свои работы на роботах-курьерах и Яндекс-станциях с «Алисой». Для начинающих авторов это был шанс реализовать заказ для крупной компании под менторством куратора и экспертов, пополнить своё творческое портфолио.
Российские издательства на международном рынке
Агентство креативных индустрий активно поддерживает представителей издательской индустрии, помогая им принимать участие в профессиональных ярмарках как в России, так и за рубежом.
В этом году в секциях АКИ на весенней и зимней Международной книжной ярмарке non/fictioN приняли участие свыше 80 столичных издательств и иллюстраторов.
Летом 2024 года АКИ впервые провело Московскую международную издательскую неделю. В ней приняли участие 30 московских и 15 зарубежных издателей из Турции, Китая, Аргентины, Бразилии, Египта и других государств. За два дня состоялось более 200 бизнес-встреч и 4 деловые сессии, посвящённые развитию книжных рынков разных стран.
При поддержке АКИ осуществилась бизнес-миссия в Китай на Шанхайскую международную детскую книжную ярмарку. В ней приняли участие 12 московских издательств, они провели свыше 420 презентаций своих новинок и деловых встреч с зарубежными партнёрами.
Музыка — от гармонии до коммерции
Создать коммерчески успешный музыкальный проект начинающие исполнители, продюсеры и менеджеры могут в акселераторе «Фабрика Музыки».
По итогам трёх резиденций, прошедших в этом году, участники заключили 6 контрактов с музыкальными лейблами, с нуля создали 30 музыкальных проектов и композиций, вошли в 20 плейлистов популярных стриминговых сервисов.
В этом году впервые было проведено три бесплатных концерта в клубе «16 Тонн». На них гости смогли первыми услышать новые треки участников, созданные в рамках «Фабрики Музыки».
Кино и крупные городские мероприятия
Этим летом АКИ впервые провело Московскую международную неделю кино, которую посетили свыше 600 тыс. человек. Сразу на многих городских площадках шли деловые мероприятия с участием представителей почти 50 стран, кинопоказы, лекции, мастер-классы, встречи с известными деятелями культуры и даже кастинги в отечественные фильмы и сериалы.
К масштабному событию присоединилось более 100 городских локаций в разных районах столицы, где прошло свыше 1450 событий разных форматов — от кинопоказов до тематических экскурсий.
Свыше 370 киносеансов прошло в кинотеатрах и не самых очевидных для показа кино площадках: в парках, музеях и даже спортивных комплексах и бассейнах.
По итогам Недели кино Москва заключила 9 соглашений о сотрудничестве в сфере кинематографа: 4 международных и 5 внутрироссийских.
В рамках кинолаборатории «Профессия — продюсер» продюсеры и их команды дорабатывают свои полнометражные игровые фильмы. Попутно участники проекта посещают лекции и мастер-классы, учатся профессионально писать сценарии, заниматься производством и пост-продакшеном фильмов.
В этом году отбор прошли 15 проектов, которые будут доработаны и представлены на питчингах ведущим онлайн-киноплатформам России, представителям Министерства культуры России, Фонду кино и другим партнёрам.
Международная деятельность: соглашения и контракты
Помощь московским компаниям в выходе на зарубежные рынки, развитие международных отношений в сфере креативных индустрий — одно из важных направлений работы Агентства креативных индустрий. При посредничестве АКИ представители творческих отраслей Москвы выстроили и укрепили сотрудничество более чем со 110 странами.
В начале декабря АКИ организовало Московскую международную неделю креативных индустрий, на которую приехали 30 представителей из более чем 10 стран: Бразилии, Египта, Таиланда, Турции, Индонезии, Китая, Ирана, Индии и других. Московские креативные предприниматели подписали 10 международных соглашений и экспортных контрактов в сфере кино, видеоигр, дизайна и анимации.