Искусство работать с заказчиками. Как выстроить экологичные и эффективные взаимоотношения
Переговоры с заказчиками не всегда связаны только с цифрами и условиями сделок. Понимание и уважение — давно часть современного бизнеса. Чтобы давать своему делу расти, важно научиться строить экологичные отношения.
В этой статье делимся личным опытом. Погнали!
Как расположить к себе заказчика, который просит сделать работу, но не доверяет вам?
Решающий момент в построении отношений с заказчиками — доверие. Если клиент не уверен в твоих способностях, важно активно действовать, чтобы убедить его в обратном.
Как же? Попытайся разобраться в его потребностях. Продемонстрируй, что готов эффективно решать его проблемы. Показывай профессионализм и компетентность.
Говори на языке терминов, но будь прост и логичен. Термин нужно не просто бросить в пустоту, а рассказать деликатно, четко и доступно. Не нервничай — клиент это заметит. Ты эксперт и должен быть уверен в том, о чем говоришь.
Созванивайся с клиентом, чтобы быть в одном инфополе. Следи, что вы идете в одном направлении. Если видишь, что свернули с намеченного пути, не бойся сказать об этом. Делай это вежливо, но решительно.
Важно ли хвалить проект/работу заказчика, чтобы тот хвалил в ответ?
Хвалить проект или работу заказчика можно. Это создает атмосферу взаимного уважения. Однако не забывай про искренность и конструктив в похвале. Укажи на конкретные аспекты, которые тебя реально впечатляют и вдохновляют. Объясни, какие выгоды они могут принести бизнесу. Будь честен — подхалимство легко распознать.
Важно ли любить проект и самого заказчика, чтобы отношения сложились?
Вопрос спорный. Кто-то готов терпеть неприятности в процессе работы, а кто-то предпочитает избегать таких ситуаций. Обе точки зрения можно понять.
Нам кажется, пока отношения внутри проекта держатся на экологичном уровне, стоит продолжать сотрудничество, помня о разности характеров. Но как только в коммуникации сильно затрагивают личные границы — лучше расходиться.
Какие самые распространенные проблемы случаются при коммуникации с заказчиками?
Стандартизация. Не стоит думать, что заказчики похожи или равны. Попробуй предложить что-то новое и незамыленное в работе. Так сразу поймешь, насколько клиент готов к нестандартным решениям и куда двигаться дальше.
Отсутствие обратной связи. Недостаток обратной связи или несвоевременный фидбек могут затруднить прогресс проекта. Не бойся писать и напоминать о себе.
Страх. Также не бойся говорить, экспериментировать или аргументировать свою точку зрения. Особенно, если возникает ситуация, когда заказчик считает себя профи, а в тебе сомневается.
Можно ли избежать этих проблем в будущем и как?
Быть гибким и адаптивными. Набивать руку — набираться опыта.
Важно быть готовым к изменениям в требованиях клиентов и гибко реагировать на новые запросы. Чем больше опыта, тем лучше ты справляешься со стрессовыми ситуациями. Не забывай, что практика делает из человека мастера.
Какие шаги нужно предпринимать для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества?
1. Партнерство. В конце концов вы стремитесь к одной цели. Иногда стоит прислушаться к клиенту — вдруг у него в багаже ценные идеи.
2. Прозрачность. Раскрывай карты: честно рассказывай, что происходит, даже если есть проблемы.
3. Постоянное обучение и развитие. Следи за новыми тенденциями, чтобы совершенствоваться и не терять экспертность. Сделал круто? Запомни, поставь галочку и иди дальше.
Каких результатов мы достигли?
Есть заказчики, которые с нами более пяти лет на постоянной основе. Есть те, кто приходит сезонно, но регулярно. С новыми заказчиками редко прощаемся, потому что работаем по любви.
Экологичные отношения с заказчиками — это не просто модный тренд. Это способ укрепить репутацию бизнеса и работать в удовольствие. Строить такие отношения — возможно и выгодно. Но не забывай, что этот процесс требует постоянного включения. Удачи!