9 SMM-трендов 2024, которые стоит взять на вооружение прямо сейчас!
Анти-AI, деинфлюенсинг, новая волна геймификации: эти и другие тренды всё чаще можно заметить у брендов в их социальных сетях.
Разбираемся в каждом и пытаемся понять причины возникновения.
Материал подготовлен креативным агентством Sisters и автором проекта «Трендология» Софьей Брукс.
Избирательность в трендах
Бренды всё меньше участвуют в нашумевших виральных трендах. Они теряют охваты, но остаются верны своим ценностям.
Во времена «барбикора» почти у каждого блогера или бренда мелькали похожие, а иногда и одинаковые рилсы. Это создало информационный шум, который не привносил в наши ленты ничего нового. Более того — многих этот тренд стал только раздражать. Некоторые поняли, что стоит совсем обойти эту тему стороной.
Почти любой тренд сегодня делит Интернет на адептов и хейтеров, а брендам стало важно быть на одной стороне с аудиторией. Отказ от массовых трендов или мемов не означает, что вы не делаете контент и не шутите. Наоборот, это показывает аудитории, что вы знаете себя, свои ориентиры и ценности. Понимаете, что про вас, а что — не совсем.
Вливайтесь в ситуации, которые без притягивания за уши про вас. Это покажет аудитории, что вам можно доверять, вы последовательны в своих действиях.
Анализируя тренд, задавайте себе вопрос: «Соответствует ли это нашей миссии и ценностям?»
Бренд-медиа
Аккаунты бренда становятся микро-вселенными, в которых вы делитесь своими ценностями с потребителем, рассказываете истории, говорите об удачах и провалах.
Бренд-медиа – это, как правило, тематическое издание, по всем критериям больше похожее на СМИ, чем на коммерческий блог в чистом виде. Но такое медиа ведется от лица бренда, косвенно содержит в себе брендовый контент и всегда выбирает темы, близкие целевой аудитории компании-создателя (даже если связи непосредственно с продуктом бренда не наблюдается).
Популярные журналы типа «Кинжал», «Код», «ПСЖР» — всё это бренд-медиа крупных игроков рынка, о которых знают все (или почти все).
Форматы этого повествования могут быть разными: статьи, видео, подкасты. Так можно устанавливать долгосрочную связь с аудиторией, что в дальнейшем влияет на продажи.
Через медиа можно и даже нужно обучать аудиторию. Например, как использовать продукты и услуги бренда.
В долгосрочной перспективе такие медиа имеют потенциал изменения потребительских привычек аудитории, а также могут эффективно сформировать потребность в продукте, о котором ранее аудитория вообще не задумывалась.
Создавайте информационный и образовательный контент, приглашайте экспертов, которые отвечают вашей философии и эстетике.
Тренд на неидеальность
2010-е принесли нам многое: новые технологии, социальные сети, простую работу с графикой. Мы стали свидетелями расцвета и повсеместного распространения эстетики Instagram*.
Все и всё выглядит идеальным и успешным, одеваться модно — обязанность, а сделать селфи все должны быть готовы всегда. Жизнь перебралась в онлайн — отретушированный и фейковый.
Всё для того, чтобы обеспечить лёгкость в потреблении контента и сказать: «Да, мы на коне».
Потребитель устал тянуться за идеалом, поэтому теперь наступает эпоха «неидеальности»: собранные за пару минут образы, больше жизни, неприглядных деталей, честности и прозрачности. В том числе у брендов, которые перестают стесняться своих неудач и не стремятся всегда показывать perfect-картинку. Так доверия больше.
Отдельная ветка этого тренда — «сырой» контент. Снятый здесь и сейчас, без обработки и с первого дубля. Примеры тренда массово поселились в Telegram (о нем мы расскажем далее): кружочки, «подкасты» в голосовых, двойная камера в Stories (последовательница функционала BeReal — приложения, которое со своим культом естественности позиционировалось как анти-Instagram*).
Соцсети как поисковик
Поиск в социальных сетях более персонализированный и релевантный. Порой TikTok знает о вас больше, чем вы сами.
Он не заставляет вас читать и смотреть длинные видео — за минуту вы получаете ответ на свой вопрос, часто в развлекательном формате.
По исследованиям Google, почти 40% молодых людей идут за поиском места для обеда не в поисковики или Google Maps, а в Instagram* или TikTok.
Попробуйте поискать рецепт любимого блюда в TikTok — вы найдёте подходящий гораздо быстрее, чем в Яндексе.
Уделяйте время и внимание описанию под своим контентом, не пренебрегайте хештегами и альтернативным текстом.
Геймификация
Вовлечение ЦА в интерактивные кампании бренда, игры, тесты, конкурсы — всё это поднимает, развлекает и мотивирует пользователей совершить покупку.
Это может быть:
— интерактивный контент, например, рилс-предсказание, когда в видеоролике сменяются прогнозы, пожелания, аффирмации на день и т.д.;
— всякого рода квизы на знание вашего бренда, продукта или какой-то темы;
— кросс-платформенная активность и варианты игр с подписчиками соцсетей.
Анонсируйте активность на своей площадке и переводите подписчиков в бота или приложение. Это, конечно, уже более дорогостоящий формат, но тоже эффективный.
Telegram
Telegram всё больше становится площадкой, на которую бренды уходят за системностью. Здесь есть всё, что может понадобиться бренду:
— мини-приложения с широким функционалом взаимодействия с аудиторией;
— разные форматы подачи информации, в числе которых классические посты, кружочки, голосовые, видео, лонгриды через Teletype и прямые трансляции;
— игры внутри Telegram, которые бренды ещё не успели распробовать;
— платный контент для особенно смелых брендов;
— конкурсные механики через ботов платформы;
— прямая связь с аудиторией через личные сообщения.
Telegram обновляется значительно быстрее других платформ, практически с каждым обновлением запускает новый тренд:
— оценка контента пользователями напрямую, через бусты, а не с помощью алгоритмов «умной» ленты (такая «честная» оценка контента точно будет в трендах 2025);
— собственная платёжная система, валюта;
— кастомизация эмодзи, открывшая брендам ещё один неочевидный и абсолютно новый плейсмент для рекламной коммуникации.
Это особенно актуально для брендов, не желающих контактировать с полулегальными платформами типа Instagram*. Всё больше компаний выбирают Telegram локомотивным каналом коммуникации с целевой аудиторией.
Разные форматы видео
Короткий видеоформат всё ещё на коне, но длинные ролики вновь набирают популярность на всех площадках: YouTube, Telegram и даже TikTok, в который загружают ролики по 10 минут. Мы наблюдаем тенденцию, что YouTube в принципе уже вошёл в starter pack бренда в SMM. На платформе вновь наблюдается рост количества роликов с любительским продакшеном. Да и короткий формат Shorts отлично прижился на площадке и открыл там возможность бесплатного набора просмотров и подписчиков без перелива аудитории и попадания в ТОПы.
Главное функциональное изменение формата — обязательно вшитые в ролик субтитры, сопровождающие речь спикера. Более того, здесь нейросети используются наиболее активно: бренды часто используют ИИ, а не дикторов для озвучки текста.
Бренды активно создают крупный видеоконтент на YouTube сами или в рамках стороннего продакшена. Появляется больше экспертного, продуктового и развлекательного контента, рассчитанного на виральность и охваты.
Де-инфлюенсинг
Инфлюенсеры всё ещё влияют на аудиторию, но наблюдается тренд на постепенное сокращение influence-маркетинга у брендов-экспериментаторов. Всё больше компаний обращаются к силам инхаус-сотрудников или креаторов, работающих только на свой бренд.
Инфлюенсеры перестали быть гарантом качества, к их честности из-за активного взаимодействия с брендами у аудитории стали появляться вопросы. Поэтому бренды стараются рассказывать о продуктах и услугах сами, перенимая стиль поведения инфлюенсеров.
Также под деинфлюенсингом понимают движение, в котором блогеры рекомендуют НЕ использовать товары и услуги брендов.
Амбассадоры
Есть и обратный деинфлюенсингу тренд! Пока одни решают вопрос с падающим доверием к инфлюенсерам, отказываясь от них, другие создают с блогерами постоянное партнёрство. Своеобразный синтез этих трендов – привлечение подписчиков в качестве амбассадоров.
Анти AI
Из-за повсеместного распространения ИИ-технологий больше стал цениться ручной труд. Пользователи научились отличать сгенерированный контент от созданного человеком, и он перестал вызывать у них такой же интерес, что и раньше.
Спецпроекты, завязанные на привычных нейросетях, показывают меньшую эффективность. Пользователи стали больше ценить контент, полностью созданный людьми, — и при этом стали более критичны к нему.
Взаимодействие с креаторами и активации в офлайне ценятся больше после долгого локдауна, а лёгкость создания контента с помощью ИИ обесценивает труд, в это вложенный.
Следите за трендами вместе с Трендологией и Sisters: брендинг, разработка стратегий, SMM и многое другое.
Спасибо, что прочитали! ❤
*Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией на территории РФ.