Как мышление меняет нас
Мышление ребёнка наглядно-образное и эгоцентричное, и нередко многие детские установки переходят во взрослое состояние. Эгоцентризм детей выявлен в экспериментах, где их просили описать предмет или ситуацию со стороны другого. Например, мальчика 3-5 лет, у которого есть брат, спрашивают есть ли брат у его брата, на что он отвечал, что нет, хотя про себя он говорил, что у него брат есть. Если положить машинку капотом перед ребёнком, и мишку напротив дверей, и попросить описать, что видит мишка, то ребёнок отвечал, что он видит капот, хотя перед мишкой двери, а капот перед ребенком. В плане определений маленькие дети перечисляют какие-то наглядные признаки, например, что такое солнце – оно жёлтое.
Постепенно люди отходят от такого жесткого эгоцентризма и наглядности мышления, ключевую роль в этом играет освоение письменности и постижение математики, геометрии и других школьных наук. Но во многих сложных мировоззренческих вопросах мышление взрослых людей находится на довольно примитивном уровне. Один из ярких примеров – это кто такой настоящий мужчина/настоящая женщина. И часто можно услышать лишь перечисление внешних признаков: щедрый, ответственный, смелый/ нежная, заботливая, хорошая хозяйка. Это очень напоминает детское "солнце – оно жёлтое", только применительно к сложным социальным и психологическим понятиям. Такой человек не пытается понять сущность или внутренний мир другого, а проецирует на него свой набор наглядных, часто внешних поведенческих шаблонов. Это мышление, не выходящее за рамки стереотипов. Другой пример, мужчина работает танцором, у многих сразу возникнет ощущение, что парень занят не мужским делом или женщина-карьеристка – многие тоже подумают, что девушка занята не бабским делом. Подобные мысли возникают от несоответствия внешним наглядным образом, ибо люди только ими и оперируют, они не погружаются вовнутрь.
Правильные обобщения развивают мышление. Обобщение – это нахождение ключевого внутреннего отличия, которое характеризует предмет или явление. Наглядные внешние признаки можно перечислять довольно долго, тогда как нахождение общего внутреннего признака (или связи признаков) позволяет сформулировать короткое определение, которое глубже даёт понимание.
Вот подросток думает, что свобода – это делать то, что хочется, поэтому он громко слушает музыку, ведь ему так хочется. Он сталкивается с сопротивлением общества, которому некомфортно слушать его музыку. Со временем возможно до него дойдет, что его свобода должна учитывать чужую свободу, что полная независимость – это не только иллюзия, но и может привести к патологии. Дальше это понятие свободы можно усвоить по-разному. В одном случае он будет бояться негативной реакции общества и поэтому не нарушает правила, в другом случае он может развить в себе внутреннее уважение к интересам общества. Человек может думать, что конфликт из-за музыки, но музыка лишь внешнее проявление его понимания свободы.
Но уважение чужой свободы – это не предел понимания свободы вообще. Наше мышление развивается через поиск внутренних противоречий, которые кроются в ядре понятия. Далее нужно проследить, как эти противоречия разрешаются в разных сферах жизни. Затем обнаружить новый внутренний принцип, который лучше отражает суть анализируемых явлений. Наглядно это можно увидеть в диалогах Платона. Но подобные диалоги можно вести и самом с собой. Если взять свои определения справедливости, свободы, любви, счастья, бога, государства, индивидуальности, саморазвития и т.д., и переосмыслить самостоятельно и письменно в подобном ключе, то можно нехило прокачать своё мышление и мозг на физиологическом уровне. Развитие обобщений развивает отделы мозга, которые отвечают за принятие решений и действий. Большинство людей ограничены тем, что они думают. Но можно начать думать, почему ты думаешь именно так? Это открывает врата к другому переживанию свободы. На более высоких уровнях абстракций можно обнаружить, что свобода связана не только с преодолением неких ограничений, но и наоборот, в их соблюдении. В метафизике все противоположности соединяются, и в размышлении о свободе можно прийти к парадоксальной связи с рабством. То же самое касается и других понятий, и отвергая, то, что находится на противоположном полюсе можно отвергнуть одновременно то, что нравится, к чему стремишься, поэтому многие идеалы не достигаются, ведь наши абстрактные понятия с ними связаны напрямую.
Вскрывая внутренние противоречия в кирпичиках собственного мировоззрения, ты обретаешь самоосвобождение. Как говорил Сократ: "Ведь гораздо больше риска в приобретении знании, чем в покупке съестного. Съестное-то и напитки, купив их у торговца или разносчика, ты можешь унести в сосудах, и, прежде чем принять в свое тело в виде еды и питья, их можно хранить дома и посоветоваться со знающим человеком, что следует есть или пить и чего не следует, а также сколько и в какое время. При такой покупке риск не велик. Знания же нельзя унести в сосуде, а поневоле придется, уплатив цену, принять их в собственную душу и, научившись чему-нибудь, уйти либо с ущербом для себя, либо с пользой". Люди, что не проходили специального обучения, усваивают своё мировоззрение как полуфабрикат. Где-то готовая истина из буддизма, где-то из Юнга, где-то ещё откуда-то. Подобный подход мало того, что делает человека заложником различных концепций, но искажает само понимание этих концепций. Нередко идея Юнга о "Тени" сводится к "во мне есть тёмная сторона, которую иногда нужно выпускать", а буддийская "непривязанность" к "мне должно быть всё равно".
Когда такой человек сталкивается с проблемой или сложным вопросом, он ищет готовое решение, чаще это видно в политической аналитике – чуть что – сразу бегом к своему эксперту, что разложит всё по полочкам. Отсюда расцвет политических манипуляций.
Иногда одно абстрактное понятие объясняют через другое, чаще это слово "гармония". Что такое любовь? Гармония двух душ. Что такое счастье? Гармония с собой и миром. Одно неизвестное определили через другое, в итоге возникла иллюзия понимания. Хотя само слово "гармония" требует отдельного пояснения.
Другой важный аспект в мышлении – оно должно быть эстетичным. Эйнштейн в своих научных изысканиях пытался не просто найти формулу, что опишет физические законы вселенной, но и эта формула должна быть красивой. Нас не учат красоте, но мы её улавливаем интуитивно. Прекрасный пейзаж, прекрасное лицо, прекрасная музыка – так что в философии нужно опираться не только на разум, но и на интуицию и чувство прекрасного.
Есть такие абстрактные понятия как гордыня, тщеславие, зависть, алчность и т.п. – они могут по-разному отыгрываться в жизни: и на работе, и в отношениях, и в духовном пути. Если применить подобный философский анализ к этим понятиям, а потом через эти понятия рассмотреть свою жизнь, то обнаружится изнанка собственного поведения. LILA-11 выступает в этом плане пищей для ума, помогает обнаружить противоречия в ядре собственных кирпичиках мировосприятия. Относительно скоро выйдет небольшое продолжение LILA-11, где будут собраны подобные анализы читателей. Книга же интерактивная, так что ты тоже можешь успеть попасть в повествование и стать героем книги.
Вместе с медитацией такие философские упражнения позволяют укрепить своего внутреннего наблюдателя. В будущем это позволит более безопасно выполнять другие практики. Если сразу выполнять оккультные практики, то у многих сносит крышу от того, как уже сама жизнь начинает вскрывать их неосознанные мотивы и комплексы. Человек живёт в комфорте выше среднего, решает служить Богу/богам, и тут его кидают на дно жизни. И вот он уже проклинает всё на свете и не понимает за что ему такая участь, ведь он хотел нести добро людям. Или наоборот, человек на дне решает служить Богу/богам, и его возносят во дворец, и он уже забывает, как хотел кому-то служить, точнее служит дворцу. Это выпуклые примеры для наглядности, в жизни всё не так очевидно.
Философия и медитация – это безопасная подготовка себя к более серьёзным практикам. Далее следует провести глубокий психологический самоанализ траектории своей жизни, но об этом будет уже следующая часть Лилы. И только после этого будет уже чисто оккультная Лила, уже не под номером 11.
Посты по теме Магия слова