Индивидуальные особенности обучающихся плаванию – как все их учесть и не сойти с ума?

Лето – самое время поговорить об организации обучения плаванию. Тем более что, возможно, нас ждут серьезные изменения. Конкретно – серьезное увеличение рабочей нагрузки тренеров, инструкторов и учителей физкультуры.

К требованию ФГОС учитывать индивидуальные особенности обучающихся при занятиях в бассейне может в скором времени добавиться обязательная для школьников перед летними каникулами практика по плаванию, спасению утопающих и правилам поведения на воде.

С такой инициативой обратился к министру просвещения Сергею Кравцову председатель Ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров. То есть производители пляжных матрасов и надувных мячей предлагают инициативу, а обязанность разрабатывать дополнительные программы тренировок, да еще с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, ляжет, естественно, на спортивных тренеров, детсадовских инструкторов и школьных учителей физкультуры. Как вам такое?

Ситуация осложняется тем, что требования ФГОС в части учета индивидуальных особенностей обучающихся не прописаны детально и конкретно. Просто требуется принимать во внимание индивидуальные особенности обучающихся при разработке тренировочных планов – а на что при этом ориентироваться, чтобы не бояться никаких проверок – не понятно. Как раз на вебинаре об индивидуальных особенностях обучающихся мы рассматриваем различные подходы и на что можно опереться тренеру.

Индивидуальные особенности обучающихся плаванию – как все их учесть и не сойти с ума?

Значит ли это, что тренеры вовсе не работают с индивидуальными особенностями спортсменов? Конечно, нет!

Мы сталкиваемся с этим в своей работе каждый день. Для опытных тренеров это рутина. Часто они находят оптимальный подход к ребенку и даже не фиксируют в своем сознании, что в данный конкретный момент производят учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Давно отработаны свои приемы и методы для быстрых и медлительных, активных и стеснительных, легко ко всему относящихся и долго переживающих каждую ошибку. Опытные тренеры умеют моментально разрешить опасную или конфликтную ситуацию, вдохновить на подвиги засомневавшегося в себе, мягко и притом не допуская возражений осадить нарушителя порядка.

Но что же делать молодому поколению тренеров, которые только начинают свой путь?

Мир меняется. В бассейны приходят другие дети. Они заметно отличаются от юных пловцов, которых мы видели 10-20-30 лет назад. Они ни в коем случае не хуже своих предшественников! Но их картина мира другая. И здесь, даже тренеру с большим опытом работы бывает непросто понять их мотивы, страхи, надежды.

Индивидуальные особенности обучающихся плаванию – как все их учесть и не сойти с ума?

А молодой тренер, хоть и ближе к воспитанникам по возрасту, может ощущать недостаток именно педагогического опыта. Сложно с первых занятий уметь на одинаково высоком уровне качества выполнять весь комплекс глобальных стратегических и миллиона мелких тактических задач. Не каждому сразу удается обеспечить элементарную дисциплину и безопасность во время занятий. До умения учесть и в полной мере раскрыть индивидуальные особенности каждого спортсмена молодому тренеру надо еще добрать опыта.

А проверяющие с их требованиями по соответствующей ФГОСам отчетности ждать не будут. И тем досаднее тратить на это львиную часть своего рабочего времени, что главное в нашей работе все-таки не документы, а дети. Так почему бы не воспользоваться богатым опытом тех, кто идет впереди тебя?

Я приглашаю коллег, на вебинар «Индивидуальные особенности обучающихся». К концу вебинара вы будете иметь четкую картину действий, которые обеспечат вам спокойную и уверенную работу с самыми разными воспитанниками, в которой учтены все возможные индивидуальные особенности учеников.

Начать дискуссию