Кто такой маркетолог, чем он отличается от SMM и сколько он зарабатывает в 2025 году?

В этой статье разложу всё по полочкам: кто такой маркетолог, чем он отличается от SMM-специалиста и сколько зарабатывает в 2025 году.

Если вы выбираете профессию, думаете о смене карьеры или просто хотите понимать, как устроен современный маркетинг — будет полезно.

Напомню, что я — Анастасия Полянская, российский предприниматель и маркетолог. То есть человек, который видит картину и с точки зрения специалиста, и с точки зрения работодателя. Поэтому всю информацию в этом материале буду расписывать из своего практического опыта и наблюдений.

Кто такой маркетолог и чем он занимается?

Маркетолог — это человек, который отвечает за то, чтобы товар или услуга не просто появились на рынке, а нашли своего покупателя.

А маркетинг — это продвижение продукта. Его создание и улучшение, изучение рынка, реклама, SMM, PR и аналитика.

Главные задачи маркетинга:

  • понять, чего хотят потребители;
  • удовлетворить их потребности с помощью продукта клиента/работодателя;
  • донести до них информацию о продукте;
  • продать им этот продукт, чтобы получить прибыль.

Продукт — это все, что мы хотим продать: товары, услуги, чья-то экспертность и т.д.

Так вот, поскольку маркетинг — это целый пирог, созданный из разных сфер, маркетологу необходимо владеть всеми инструментами:

  • офлайн-маркетинга;
  • интернет-маркетинга;
  • PR;
  • SMM;
  • сервиса;
  • управления продуктом.

Теперь поговорим о зонах ответственности. Важно понимать, что в зависимости от размеров компании и вашего уровня, как специалиста, задачи будут отличаться.

То есть от маркетолога джуна не ждут того же, что ждут от сеньора.

Но вот за что маркетолог отвечает обычно:

  • Изучает рынок и целевую аудиторию. Понимает, кто потенциальные покупатели, что им важно, где они «живут» и как принимают решения.
  • Улучшает продукт (его свойства, представленность, упаковку, расположение в магазине) — всё, кроме производства. Если по аналитике рынка видим, что продукт требует улучшений, собираем данные и докручиваем его.
  • Разрабатывает маркетинговую стратегию. Планирует, как именно компания будет привлекать и удерживать клиентов. Создаёт воронку продаж. Продумывает, как человек от первого касания (например, через рекламу) дойдёт до покупки и останется довольным. Выбирает каналы продвижения. Это может быть реклама в соцсетях, рассылки, мероприятия, контент-маркетинг, PR и многое другое.
  • Работает с командой. Маркетолог часто координирует дизайнеров, копирайтеров, таргетологов, SMM-специалистов.
  • Анализирует результат. Считает, что сработало, а что нет. Сравнивает цифры и принимает решения на основе данных, а не интуиции.

Если коротко, главная задача — сделать все, чтобы бизнес, который вас нанял, получил клиентов и деньги.

Важно понимать: маркетолог — это про стратегическое мышление, понимание рынка и умение работать на результат.

Многие из этих задач вам не нужно делать своими руками. Тартегированнуб рекламу запускает таргетолог, тексты пишет копирайтер, дизайнит графические элементы дизайнер и т.д.

То есть ваша задача — быть мозгом и центром принятия решений. Хорошим аналитиком и хорошим креативщиком.

Поэтому, помимо отличных хард скиллов, маркетолог должен обладать важными мягкими навыками:

Софтскиллы (гибкие навыки):

  1. Критическое и системное мышление — способность видеть картину целиком и принимать взвешенные решения.
  2. Креативность — генерация нестандартных идей для кампаний, акций, визуала.
  3. Коммуникабельность — умение доносить идеи, работать в команде, общаться с заказчиком или подрядчиками.
  4. Гибкость и адаптивность — быстро реагировать на изменения рынка, трендов, инструментов.
  5. Тайм-менеджмент и самоорганизация — умение управлять проектами, дедлайнами и приоритетами.
  6. Эмпатия и понимание аудитории — способность чувствовать потребности клиентов и адаптировать под них решения.
  7. Настойчивость и стрессоустойчивость — маркетинг часто требует быстрых решений и умения держать фокус под давлением.

В 2025 году профессия маркетолога особенно востребована. Причина проста: рынок перенасыщен, и чтобы продать, нужно не просто кричать «купи», а точно понимать, кому ты это говоришь — и зачем.

Чем маркетолог отличается от SMM-специалиста

Представьте, что маркетинг — это пирог. Так вот SMM — это один кусок от этого пирога.

SMM — это определённый набор маркетинговых инструментов, техник и прочего, которые применяются именно в соцсетях.

То есть в классическом варианте ваша зона ответственности — это только соцсети. Однако каждый, кто работал в качестве SMM, мог заметить, что его задачи выходят за вот это привычное представление о работе SMM-специалиста.

Вас могут попросить сделать что угодно. И сайтом заняться, и с отделом продаж разбираться. Да, это не ваши прямые обязанности, но очень часто, когда компания не может позволить себе маркетолога, она нанимает менеджера соцсетей, чтобы в будущем довести его до позиции, которая уже будет больше похожа на позицию маркетолога.

Но в идеальном мире SMM-специалист — это и есть маркетолог, но который просто ушел в нишу социальных сетей. Потому что без комплексных знаний о маркетинге вы не сможете эффективно управлять соцсетями и зарабатывать клиенту деньги, не сливая бюджет.

Если же SMM плохо знает маркетинг, то:

  • клиент недополучает результат
  • бренд стоит на месте
  • любые креативные решения не приносят пользу

В результате, такого специалиста не ценят, мало платят, а сам специалист просто не понимает, что с ним не так.

SMM-маркетолог, напротив, приносит больше результата, поскольку подкрепляет все свои креативные идеи знаниями из маркетинга:

  • правильно подбирает блогеров для коллабов
  • проводит эффективные и громкие розыгрыши
  • создает вирусный контент, который передает смыслы бренда

Вот основные обязанности SMM-менеджера:

  • Управление всеми страницами бренда в социальных сетях;
  • Привлекать новых подписчиков и удерживать текущих;
  • Поддерживать связь с клиентами;
  • Увеличивать охват и трафик на сайт через соцсети;
  • Запускать таргетированную рекламу;
  • Работать с мессенджерами и настраивать продающие рассылки через соцсети и мессенджеры.

То есть SMM-специалист руководит одним из инструментов маркетинга.

Поэтому многие SMM-специалисты, думая о дальнейшей карьере и профессиональном развитии, переходят уже в разряд маркетологов.

Сколько зарабатывает маркетолог в 2025 году?

Цифры — это то, что интересует всех. Особенно когда речь о профессии, которую можно освоить без диплома, но при этом зарабатывать как в IT. Так вот: у маркетологов с деньгами в 2025 году всё неплохо. Но — зависит от уровня и формата работы.

На основе hh.ru, исследований и данных ChatGPT я проанализировала российский рынок маркетинга и выделила основные вилки по зарплатам в зависимости от опыта специалиста.

  1. Если вы только начинаете (junior)

Тут всё, как в любой профессии — сначала надо поработать на имя.

Зарплата: 40 000–80 000 ₽

Делаете первые шаги: помогаете в проектах, собираете аналитику, что-то пишете, чему-то учитесь.

В данном случае опыт намного важнее денег. Под руководством маркетолога компании будете набираться опыта, узнаете как оно все работает, обрастете контактами и научитесь базовым необходимым навыкам.

  1. Для тех, кто уже что-то умеет (middle)

Работаете уверенно, проекты не пугают, руководите бюджетами уже более смело.

Зарплата: 80 000–150 000 ₽

Самостоятельно создаете рекламные кампании, умеете создать интересных креативы, настраиваете воронки, можете посчитать эффективность рекламных инструментов и проводить аналитику.

  1. Для магистров маркетингового искусства (senior)

Зарплата: 150 000–300 000 ₽

Вы не просто маркетолог. Вы — руководитель отдела маркетинга.

Стратегии, команда, управление подрядчиками, полное участие во всех делах компании. Это работа для крутого специалиста с высоким уровнем хард скиллов.

Также ChatGPT отмечает, что Москва и Питер — это плюс 20–40% к зарплате.

В регионах все чуть скромнее, но и там всё равно можно хорошо зарабатывать, особенно в digital.

Также, согласно анализу вакансий, можно сказать, что мало какие работодатели согласны на удаленку.

Работа маркетолога требует плотного участия в делах бизнеса и часто физического присутствия, что в удаленном режиме сделать довольно трудно. Да, удаленные вакансии действительно есть, но и зарплата там будет не самая высокая.

Что действительно возможно — так это продажа стратегий по развитию, консалтинг и другие небольшие услуги.

Вот здесь уже можно выйти на работу и с иностранным рынком, где оплата за услугу может идти от 2000 долларов.

Как стать маркетологом с нуля

В маркетинг приходят с разным бэкграундом: после декрета, из найма, с фриланса — и почти у всех один вопрос: «С чего начать, чтобы не слить время впустую?» Ответ — с понимания, что современный маркетинг уже стал гораздо сложнее и комплекснее. Чтобы работать здесь, нужно иметь или натренировать определенное мышление, освоить инструменты и научиться создавать маркетинговую стратегию. Это та база, которая позволит вам быстро войти в профессию.

Где учиться маркетингу, чтобы не разочароваться?

Советую выбирать курсы, которые предлагают активную практическую деятельность и учат вас получать первые деньги на новых навыках еще во время обучения.

Теория — это здорово, но она не научит вас работе в поле.

И поскольку я сама — владелица школы креативного маркетинга WOW.Маркетинг, моя цель — выпустить на рынок сильной специалистов. Так что обучение я формирую так, чтобы все новые знания сразу отрабатывались на практике.

Для этого на курсе есть учебный кейс — это реальный бизнес, о котором мы даем всю необходимую информацию и заполненный владельцем бриф. Ученики по нему выполняют домашние задания, которые проверяют наставники-маркетологи.

По окончании курса у них будет готова стратегия продвижения и кейс для портфолио.

За 2,5 месяца ученики получают знания по всем инструментам wow-маркетинга, разрабатывают полную маркетинговую стратегию по учебному кейсу или своему проекту, повышают квалификацию и навыки, которые позволят увеличить доход.

Кто такой маркетолог, чем он отличается от SMM и сколько он зарабатывает в 2025 году?
Начать дискуссию