Насмотренность - просто очередной хайп, или актуальный суперскилл: почему тот, кто больше видел, всегда оказывается в выигрыше
Ну вот смотрите: к примеру, вы дизайнер, претендуете на отличную вакансию в топовой компании. Вас вообще-то двое - вы и конкурент. Вы оба уверенно работаете в Figma, знаюте теорию цвета. Но "он" уже создает работы, которые цепляют, а вы — технически и с точки зрения маркетинга идеальные.
Как думаете, кого из вас возьмут? Напишите вашу версию в комментарии. А я пока расскажу, в чем тут глобальная разница.
Так в чем же разница?
Разница — как раз в насмотренности.
Насмотренность - это вообще-то не про красоту и не про врожденное чувство вкуса. Это своего рода ваш академический визуальный запас. Своеобразная база данных референсов, паттернов и кейсов, которую ваш мозг потом использует для принятия творческих решений.
Как-то чат ГПТ подсказал мне идеальную метафору для определения этого понятия: представьте, чтоваш вкус - это ИИ, а насмотренность - это данные, которым вы его обучаете. Чем разнообразнее и качественнее будут данные, тем умнее и круче будет результат.
Кстати, этот навык нужен сегодня не только нам, дизайнерам, но и маркетологам, продуктологам, креаторам и разработчикам проектов. Всем, чья профессиональная обязанность - находить уникальные полезные решения.
Почему насмотренность — это суперскилл
1. Любое творчество — это рекомбинация известных элементов, которые никак нигде не взять, не подсмотрев у гениев. Проще говоря, насмотревшись, как японские мастера работают с пустым пространством или швейцарские дизайнеры — с сеткой, вы не будете тупо их копировать. Зато, отталкивая от этих образов, вы создадите свой уникальный продукт, в основе которого будут лежать алгоритмы, подсмотренные у гигантов.
2. Вы сможете увидеть тренды раньше других и благодаря этому подняться на этой волне раньше. Объяснение простое: тренд не возникает из ниоткуда, он рождается и зреет в андеграунде, искусстве, музыке, архитектуре... Профессионал с высокой насмотренностью всегда заметит зарождающийся тренд как минимум на шаг раньше тех, кто ориентируется только на раскрученные топы. Сами понимаете, какое это дает стратегическое преимущество.
3. Вам всегда легче доказать свою правоту, потому что вы всегда будете аргументировать, а не чувствовать. Вы никогда не скажете раздражающее всех "мне не нравится", вы сможете доходчиво и убедительно объяснить: "Тут нужно переделать, потому что нарушен принцип такой-то и такой-то, из-за этого иерархия "плывёт", посмотрите, как в таком-то аналогичном проекте ребята решили такую же проблему" И ваша позиция моментально становится объективной и неуязвимой для любых субъективных споров.
4. Насмотренность - то своего рода встроенный фильтр от визуального шума и китча. Вы с первого взгляда сможете отличить проработанный бренд от шаблонного, посредственность от креатива, качественный UX от кривого, а перспективную метафору — от примитива. Это защитит проект, в котором вы работаете, от неудач, и поднимет ваш личный бренд на недосягаемую для многих высоту.
Как это работает на уровне мозга
С точки зрения нейробиологии, насмотренность — это процесс создания и укрепления нейронных связей, та самая пресловутая нейропластичность.
Каждый увиденный шедевр, каждый запавший в память интерфейс или удачный кадр из фильма обязательно оставляет в нашем мозге четкий долговременный след.
Мозг, в свою очередь, архивирует удачные и провальные решения, и в момент выбора автоматически предлагает нам либо уже готовые паттерны, либо даже их неожиданные комбинации.
Чем богаче такой "личный визуальный архив", тем более уникальные идеи будут приходить к вам во время мозговых штурмов.
Хотите, расскажу, как целенаправленно прокачивать насмотренность? Напишите, что вам это интересно, или просто поставьте лайк этой статье, и я с удовольствием поделюсь с вами этой системой в своей следующей публикации.