Фастфуд не сдается или быть маркировке 18+?
35 лет назад в этот день открылся первый «Макдональдс» в Москве и покорил жителей столицы в самое сердце через желудок. Фастфуд плотно осел не только в животах, но и в сознании жителей всей страны на долгие годы. И сегодня каждый второй россиянин покупает «быструю еду». С молодежью еще хлеще – каждый третий питается в экспресс-кафе стабильно раз в неделю, а того и больше. К таким выводам пришли социологи ВЦИОМ.
Вернемся в 1990 год, 31 января. К новоиспеченному «Макдаку» на Пушкинской площади собрались три десятка тысяч людей. Многочасовая очередь желающих попробовать заграничную диковинку растянулась на несколько сотен метров и попала в Книгу рекордов Гиннесса.
Никого не пугали даже цены на заморскую булку с котлетой. При среднем заработке москвича в 150 рублей «бигмак» стоил 3 рубля 75 копеек. То есть на месячную зарплату можно было купить 40 штук. При современных же аналогичных экономических показателях житель Первопрестольной может себе позволить аж 800 с хвостиком «бигхитов», теперь они так называются.
Впрочем, бурный ажиотаж на «Макдональдс» сохранялся долго. Даже мне с бабушкой, гостя у друзей в Москве в 1996 году, пришлось простоять целый час, чтобы получить заветный пирожок и картошку фри. Стоило это того? Да! Я и наелась и усмирила детское эго. Все-таки такой гастропоход для приезжих был целым событием. Теперь, конечно, фастфудом, уже никого не удивишь, он стал частью повседневной жизни.
Что важного социологи отметили еще? Во-первых, фастфуд в основном распространен среди жителей мегаполисов и городов-миллионников. Именно здесь можно наблюдать скопление таких заведений. Где они находятся, лучше спрашивать у зумеров и младших миллениалов. Люди постарше, примерно, кому за 45, уже не так бойко вам укажут, где отведать самую вкусную шаурму или купить горячую хрустящую картошку.
Второе – посещаемость фастфуд-площадок за последние 15 лет выросла в 2 раза. Это, пожалуй, самое главное в исследовании.
В-третьих, любители вредненького, конечно же, молодежь. Это собственно и стало одним из тревожных звонков как для родителей, так и для всего общества, где на фоне неправильного питания появились ЗОЖ и биохакинг.
О здоровье и внешнем виде будущего страны забеспокоился и директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов. В начале этого года он попросил федеральный парламент подумать о запрете на продажу фастфуда несовершеннолетним. Как говорится, все лучшее детям. Официальной позиции депутаты еще не выразили. Частные высказывания госдумовцев в основном против такой кардинальной меры. Они считают, что лучше пропагандировать здоровый образ жизни, чем бить по рукам.
Не будучи экспертом, уже можно спрогнозировать, что подобный запрет превратиться на деле в абсурд и рассыплется по всему полу как опрокинутый пакетик с фри.
Во всей этой истории есть нюанс. ВЦИОМ все-таки решил уточниться, как россияне относятся к запрету продажи фастфуда детям, юношам и отрокам. Наш народ показал свое искреннее лицо – одна половина рьяно поддержала (41%), другая – категорично против (46%). Чертова дюжина в процентах – неопределившиеся, вернее безразличные к проблеме. Среди противников, конечно же, сами «подопытные», та самая молодежь, у которой хотят отобрать право покупать быструю еду. Также их активно поддерживают активные пользователи Интернета.
Среди сторонников запрета, согласно данным ВЦИОМ, больше женщин, вероятно обеспокоенные мамы. С ними за одно люди, у которых за плечами лишь 9 классов школы, любители телевизора. Тут же жители села, которым, замечу, негде купить бургеры. Вывод напрашивается простой – запрет поддерживает те, кто не бывал на фуд-кортах, у кого их нет по близости. А это не про здоровье.
Все же, 41 процент, топящих за запрет – не мало. И это вполне подходящая статистика для записок ограничительных законов.
Посмотрим, как развернется дискуссия дальше. Но пока что фастфуд выигрывает во всем. Он популярен, востребован, несмотря на вредность, и готов расти дальше, завоевывая все больше пространства в российской культуре потребления.