Экономия на ремонте: когда стоит использовать восстановленные запчасти, а когда нет?
В 2024 году в России крайне сложно, а часто и вовсе невозможно достать новую запчасть на автомобили иностранного производства. Значительное превышение спроса над предложением привело к тому, что цены на новые компоненты выросли на 30–40%, а иногда и на 100%.
Причем проблема касается и европейских, и японских, и китайских брендов. Сложности с поставками приводят к тому, что отремонтировать машину с помощью оригинальных запчастей невозможно по объективным причинам. Поэтому в качестве альтернативы сервисные центры и ремонтные мастерские все шире используют восстановленные узлы и агрегаты. Более того, правительство РФ уже выступило за создание целой индустрии восстановления БУ запчастей.
Но в каких случаях экономия на ремонте с помощью таких деталей оправдана? Стоит ли сокращение затрат увеличения риска ДТП и причинения ущерба окружающим?
Что из себя представляют восстановленные запчасти
Для понимания вопроса нужно разобраться, чем отличаются восстановленные запчасти от бывших в употреблении. Сделаем это на примере рулевых реек.
Ребилдинг механизма поворота колес — это полное возвращение начальных технических характеристик детали с помощью оригинальных и сертифицированных запчастей, а также специальных технологий. Мастера сервис-центра заменяют все изношенные компоненты и возвращают геометрию подвижных элементов. Для этой цели, например, может использоваться технология газодинамического напыления.
После завершения работы деталь тщательно тестируется на стендах и настраивают согласно заводским характеристикам. При этом мастера никогда не используют дешевые аналоги расходников.
Ни внешне, ни по характеристикам покупатель не сможет отличить новую деталь от восстановленной. Компании, которые делают ребилдинг, даже упаковывают их в коробки с амортизирующими материалами, чтобы избежать повреждений при транспортировке.
В каких случаях применение восстановленных запчастей оправдано
Сокращение затрат на ремонт автомобиля — главная причина использования деталей после ребилдинга. Например, если восстановленная рулевая рейка для автомобиля BMW X5 на сайте Reikanen стоит от 74 тыс. рублей и выше, цена новой может достигать 259 тыс. рублей. В среднем экономия составляет от 30 до 70%.
При этом владелец получает деталь с характеристиками и надежностью новой, и она уже есть в наличии на складе. То есть не придется оставлять машину в сервисе на две-три недели, пока нужная запчасть не придет по предзаказу из Европы благодаря параллельному импорту.
Не нужно забывать и об экологичности. Применение восстановленных запчастей способствует защите окружающей среды за счет сокращения отходов..
Надежность этого метода подтверждается тем, что оборот рынка восстановленных запчастей во всем мире составляет около 100 млрд рублей, и растет на 6–7,5% в год.
Когда лучше не использовать восстановленные детали
Несмотря на очевидные выгоды, иногда от использования восстановленных запчастей лучше отказаться. Это касается случаев, когда установка узлов повлияет на надежность и безопасность эксплуатации автомобиля.
Не стоит применять восстановленные компоненты, которые влияют на безопасность. Например, тормозные колодки и диски. Во-первых, надежных технологий их ребилдинга не существует. Во-вторых, этим водитель снизит эффективность торможения.
Также ребилдинг нецелесообразен для сложных агрегатов со множеством трущихся и подвижных частей, вроде коробки передач или двигателя. Однако их покупка требует затрат, которые иногда сравнимы со стоимостью подержанной машины.
В этом случае ребилдинг дает большую финансовую экономию. Более того, восстановление производится с учетом особенностей эксплуатации автомобиля в России. При ребилдинге мастера учитывают нюансы, которые не принимают во внимание европейские, японские и американские производители. То есть при использовании восстановленного узла вы получаете ту же надежность, что у новой запчасти, но по меньшей стоимости.
Например, новая АКПП на «европейца» обойдется около 250 тыс. рублей, а восстановленная 140 тыс. При этом и на первую, и на вторую дают гарантию.
Использование новых запчастей можно рассматривать в таких случаях:
- Если владелец авто собирается использовать свою машину еще очень много лет и проехать на ней сотни тысяч километров. В этом случае можно потратить больше денег, чтобы купить новый агрегат.
- Когда авто будет работать при очень высоких нагрузках. Новые запчасти чаще ставят на грузовиках, тягачах и спецтехнике, чтобы избежать поломок во время рейса.
- При специфических условиях эксплуатации. Если транспортное средство будет постоянно ездить по плохим дорогам при очень низкой или высокой температуре, эксплуатироваться на стройке или в поле.
Для большинства стандартных ситуаций применение ребилдинга не просто оправдано, а фактически является едва ли не единственным способом быстро отремонтировать машину и предотвратить появление дефектов в ближайшем будущем.