2024 рекордный для рынка облигаций
Несмотря на рост ставок в экономике, в 2024 долговой рынок (облигации) достиг рекордных значений.
За первые 9 месяцев 2024 рынок корпоративных облигаций вырос на 12%, достигнув 28 трлн руб.
На скрине (рис. 4) видна разница в структуре новых размещений за первые 9 месяцев 2024 и 2023. На скрине (рис. 4) видно, что в 2024 было размещено облигаций на объем 3,2 трлн руб. против 3 трлн в 2023. Т.е., несмотря на более высокие ставки, в 2024 было больше новых размещений. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, как я уже неоднократно говорил, бюджетный стимул способствовал компаниям привлекать новые средства под растущую бизнес-активность, в результате чего инвестиционная активность достигла своих пиковых значений. Прирост инвестиций в основной капитал достиг почти 20%. Во-вторых, в первом полугодии эмитенты стремились зафиксировать процентные ставки, т.к., по их оценкам, траектория ставок по облигациям более предсказуемая, чем по кредитам.
Как видно на скрине, основной рост произошел за счет размещения в сегменте «ААА»–«АА» и «ВВВ+»–«В–». А вот облигации без рейтинга оказались аутсайдерами, ну это и понятно, т.к. инвесторы стали более осторожно относиться к кредитному риску, а ставка для таких эмитентов становилась запредельной.
Но тут я хочу обратить внимание на один очень важный факт. Несмотря на стремительный рост ключевой ставки, стоимость фондирования для компаний изменялась менее оперативно. Это связано с тем, что старые выпуски имеют более низкие купоны. По данным ЦБ, на 01.10.2024 около 76% всех облигаций имели фиксированный купон, плавающие купоны, которые растут вслед за ключевой ставкой, имели только 24% всех выпусков. Около 68% всех выпусков бумаг с фиксированным купоном были размещены до июля 2023, т.е. до цикла повышения ключевой ставки. Напомню, тогда ключевая ставка была на уровне 7,5%.
На скрине (рис. 5) видно, что за 9 месяцев 2024 при росте ключевой ставки на 3% средний уровень купона увеличился всего на 1–2%. Стоимость долга у эмитентов «ААА»–«АА» росла меньше, чем у эмитентов с низким рейтингом «ВВВ+»–«В–».
Так что, когда мы слышим о том, что бизнесу становится нереально обслуживать свой долг, то нужно понимать, что это не совсем так. Стоимость долга не растет так быстро, как ключевая ставка, а имеет временной лаг. И пока еще эмитенты не почувствовали в полной мере изменение стоимости денег. Но чем дольше ставка остается высокой, тем больше будут рефинансироваться старые выпуски на новые, и тогда стоимость долга для эмитентов постепенно будет подтягиваться к ключевой ставке. И более уязвимы тут эмитенты с низким рейтингом, т.к. у них более узкий портфель облигаций, чем у надежных эмитентов.