Куда рельсы ведут — туда и едем». Почему экспорт в Китай начинается с мониторинга полей
Ко мне часто обращаются с одним и тем же предложением: «Давай работать вместе! Мы найдём зерно, а ты продашь его в Китай». Они все попадают у меня мысленно в категорию «мечтатели», потому что здесь есть ключевое «но», о котором многие не знают.
Китай требует обязательного мониторинга сельхозпродукции. Что это значит на практике?
Полевой этап: Ваши поля в начале посевной должен обследовать Россельхознадзор, который передаёт данные китайскому Главному таможенному управлению (ГТУ).
Производственный аудит: затем предприятие должно пройти аудит и внедрить международные стандарты качества (ISO или HACCP).
Регистрация: и только после этого производитель получает заветный «номер» в системе ГТУ КНР (китайский аналог «Моего Экспорта», который иногда называют CIFER).
В реальности по зерновым (ячмень, пшеница), бобовым (горох) и масличным (лён, соя) такие предприятия в центральной России и Поволжье можно пересчитать по пальцам (как правило, крупные холдинги. Средние и даже крупные фермеры это не делают. В Сибири и на Алтае – картина другая). Это и есть главный барьер.
Из-за российской системы прослеживаемости (ФГИС «Зерно») мы не можем, как например «небратья», просто свозить зерно с разных полей в один хаб и отгрузить его в Китай. Поэтому по умолчанию эту нишу занимают крупные холдинги, которые могут потянуть такую процедуру.
Краткий разбор частых возражений:
«Весь урожай в Китай увезёте, тут ничего не останется!»
→ Останется. Той же пшеницы производится за сезон ок 153 млн тонн, внутреннее потребление – одна треть от этого объема.
«А вот в Европу же можно?»
→ Попробуйте, если не хватает острых ощущений. Но будьте готовы к непредсказуемости.
«Есть же Турция и Иран!»
→ Это специфичные рынки. Они хороши, если твое предприятие находится в Ростовской или Саратовской области.
В логистике работает простое правило: предложение формирует спрос. Товар едет туда, куда ему проложили путь.
Недавно мы проводили круглый стол по экспортному потенциалу растениеводства в одном из аграрных регионов. Я настаивала на двух вещах, которые могут стать точкой роста:
а) Организовать мониторинг для крупнейших землевладельцев.
б) Запустить субсидирование этой процедуры через региональный Минсельхоз или Корпорацию развития.
Это запустит цепную реакцию: вслед за лидерами потянутся средние хозяйства. За несколько лет это может увеличить экспорт зерна в разы. Пока же такого импульса нет, сотни тысяч гектаров пашни в регионах простаивают или не используются на полную мощность.
Больше - здесь t.me/yadamparabellum