Клиентский путь: маршрут построен

Клиентский путь: маршрут построен

“Пути клиента неисповедимы!” - на этой фразе в компаниях обычно завершают работу UX/CX направлений или подчеркивают абсурдность их развития.

Сейчас эту фразу мы слышим все реже и реже, но если вдуматься, то в ней много истины. Мы действительно не можем на 100% предугадать куда пойдет клиент, не можем заставить его строго следовать нашим планам и конечно - не можем заставить выполнить наши KPI 😏

Для аналогии представьте - бескрайнее, чистое поле, где каждый "клиент", для реализации своей цели прокладывает путь самостоятельно, а в данном случае, как говорит гидрометцентр: “Ни о каких прогнозах тут не может быть и речи!”.

А что, если мы немного поможем? Например проложим тропинку или даже лучше - хорошую, качественную дорогу. Поставим на этой дороге указатели, освещение, "сервисные точки" и другие полезные элементы. В этом случае, вероятность свернуть не туда, будет существенно уменьшаться.

Сегодня, я вместе с Sergey Lukashevich хотим поделиться мыслями про комплексную работу с клиентскими путями и жизненным циклом клиента.

Напомним, что в прошлой статье мы проиллюстрировали 8 клиентских этапов, которые, на наш взгляд, являются важными “сервисными точками” на клиентской дороге:

Основные жизненные этапы клиента 
Основные жизненные этапы клиента 

По названию этапов можно легко предположить смысл каждого, но давайте мы дадим некоторые пояснения:

Level 1. Acquisition

Level 1. Acquisition  
Level 1. Acquisition  

Acquisition - привлечение клиента, первый шаг в коммуникациях с потенциальным клиентом.

Ежедневно у каждого из нас возникают проблемы, желания, мечты, которые мы стараемся решать или воплощать в жизнь. Задача компании вовремя узнавать, предугадывать и реагировать на подобные действия, помогать в этом своими или партнерскими продуктами, сервисами и услугами.

Реагирование подразумевает не только базовые маркетинговые коммуникации, но и шаги по формированию необходимого предложения в подходящем месте и времени.

Данный этап может наступать, как за день до покупки потенциальным клиентом нашего продукта, так и за долгое время до этого момента (за месяц, год...). Чем раньше компания сможет определить потребность, тем больше шансов стать компанией первого выбора.

Level 2. Selection

Level 2. Selection
Level 2. Selection

Selection - нет, это не селекция клиентов 😆. Это этап “входа” в компанию и подбора нужного решения для потенциального клиента.

Многие компании относятся к этому этапу без должного внимания, ограничиваясь листовками в офисе, “очевидно понятным” интерфейсом в мобильном приложении или ярким лендингом на сайте, считая, что клиент во всём должен разобраться самостоятельно.

Такой подход является, как минимум ограниченным и приводит к тому, что компания сильно теряет в эффективности. Помогите клиенту в регистрации, подскажите, как разобраться в вашей продуктовой линейке, подберите оптимальный вариант решения и ответьте на все стандартные и нестандартные запросы в удобном для потенциального клиента канале.

Level 3. Sale

Level 3. Sale
Level 3. Sale

Sale - да, это именно он - излюбленный и возводимый многими во главу угла, этап продажи! Он безусловно важен, но без внимания к другим этапам становиться для компании либо бесполезным, либо очень ограниченным и дорогим.

С нашей стороны на этом этапе - мы в первую очередь обращаем внимание на скорость оформления и представления решения, а также на его “упаковку”.

Level 4. Onboarding

Level 4. Onboarding
Level 4. Onboarding

Onboarding - начальные этапы взаимодействия клиента с купленным продуктом.

На этом этапе важно познакомить клиента с тем, что он приобрел, рассказать про условия, возможности и лайфхаки. Как правило период онбординга длится от 15 до 60 дней и мы не рекомендуем в этот период совершать активные кросс-продажи и различное давление на клиента в этом вопросе. Уместнее будет, если в этот период вы и клиент узнаете друг друга получше.

Вы поймете клиентское поведение, постараетесь вовлечь его в использовании функционала купленного продукта, а уже позже, на основе накопленной информации, начнете строить релевантные (полезные) коммуникации.

Level 5. Solution

Level 5. Solution
Level 5. Solution

Solution - один из самых крупных и длительных периодов клиентского пути. В этом этапе отражается продуктовая стратегия компании (либо отклонение от нее).

Четыре ознакомительных шага уже позади, эмоции уходят на второй план и теперь наступает этап полноценного взаимодействия клиента с тем решением, которое он приобрел.

Если во время “Онбординга” мы только познакомили клиента с решением, то сейчас самое время раскрыть его полный потенциал и первоначальные действия сделать привычкой.

На этом шаге особенно хорошо работают прогрессивные механики мотивации использования. Также важна гибкость (персонализация/кастомизация) решения, связка с другими продуктами компании, скорость и качество поддержки.

Если все сделано правильно, то клиент будет верно идти по проложенной нами дорожке, приглашая своих друзей и близких составить ему компанию!

Level 6. Evolution

Level 6. Evolution
Level 6. Evolution

Evolution - один из самых важных периодов. На этом этапе компания занимается построением долгосрочных отношений с клиентом на основе регулярного сбора и анализа его действий, реакций и поведения.

Мы считаем важным регулярно “держать руку на пульсе” и реагировать на любые изменения в поведении клиента, как в положительную, так и отрицательную для компании сторону.

На этом этапе у компании уже достаточно данных о клиенте, а клиент, в свою очередь, уже достаточно познакомился с компанией. И как раз в этот момент наступает самый подходящий момент для.... кросс-сейла))! Правильнее сказать - для развития диалога.

Благодаря аналитике и верно построенному ценообразованию (внутри продукта, между продуктовыми категориями и внутри экосистемы в целом) компания может перманентно подбирать релевантные решения, открывая для клиента все новые и новые пути, но уже не тратить много времени и ресурсов на привлечение и знакомство!

Выполняя эти действия, шаг за шагом компания инвестирует в создание бесконечного эволюционного цикла, основанного на взаимовыгодных отношениях и лояльности…

Level 7. Loyalty

Level 7. Loyalty
Level 7. Loyalty

Loyalty - лояльность клиента. Этап, который по своей сути не является отдельным (т.к. лояльность клиента к компании мы должны формировать непрерывно на всем пути), но в то же время, не отметить его мы просто не могли.

Если говорить о его значении, то в собранном нами рейтинге ассоциаций с термином “лояльность”, лидирующую позицию с большИм отрывом занимает - CashBack. Но на наш взгляд, он должен занимать или нижние строчки или вообще быть исключен из списка (на этой фразе обычно либо звучат аплодисменты👏, либо летят помидоры 🍅).

Коротко поясним - лояльность должна мотивировать клиента оставаться внутри “экосистемы”, CashBack же, скорей выводит клиента из нее.

В целом лояльность - это тема для отдельной дискуссии, в нашем же контексте, в этой части мы обращаем внимание на механики, масштаб, гибкость и эффективность программы лояльности компании. И тут главное помнить - за деньги скорее покупают не лояльность, а молчание!

Level 8. Offboarding

Level 8. Offboarding 
Level 8. Offboarding 

Offboarding - процесс завершения отношений и выхода клиента из компании.

Если так получилось и ваш клиент или вы приняли решения завершить отношения, то это нужно сделать максимально уважительно и просто. Данный этап предполагает не только шаги связанные с расторжением договора, закрытием продукта и т.п., но и возможные этапы после этого.

Послесловие

На наш взгляд, вышеизложенный подход универсальный и может использоваться в разных отраслях и сферах деятельности. Надеемся, что во время чтения вы смогли представить одну из компаний с которой взаимодействовали и взглянуть на ваш клиентский путь в ней через призму описанных этапов.

В нашей практике, часто наблюдаем, как компании перескакивают через 1, 3 а то и все 7 этапов, еще на входе мотивируя клиента покинуть корабль. В большинстве случаев делается это неосознанно, лишь потому что в компании думают о планах продажах, а не о планах их главного персонажа - клиента!

Конечно же жизнь “немного” сложнее чем линейная и предсказуемая игра. Как правило, все описанные выше этапы не имеют четких границ и критериев, клиент может находится на нескольких уровнях одновременно, его пути порой пересекаются как в рамках одной организации так и между разных компаний, переплетаются между клиентами, продуктами, решениями и все это превращается в четырехмерную слоистую карту с элементами квантовой неопределенности…

Следуя предложенному плану, мы верим, что вы сможете построить собственную систему работы и коммуникаций с вашими клиентами. И в данном случае не так важно, будете ли вы четко использовать предложенные этапы или определите другие (ведь у каждой компании свой путь…), главное - чтобы был план. Наличие плана - 51% дела, а остальное - это нарезанный слон и поэтапная прорисовка клиентской карты!

1
Начать дискуссию